ЗВУКОВОЙ СПОСОБ
ЗВУКОВОЙ СПОСОБ - обучения грамоте, основан на изучении звуков речи и их письменных обозначений - букв. Разработан немецким педагогом Г. Стефани (начало 19 в.), определившим понятия "звук", "буква", "название буквы". Он использовал приём "звукосочетания" - протяжное произношение согласных и соединение их с гласными. Аналогичный способ в России был распространён Н.А. Корфом; он ввёл также письмо по слуху и ряд упражнений в звуковом анализе. З.с. способствовал сокращению срока обучения грамоте до 4 мес, а по мере его совершенствования - до 3-2,5 мес. Переходным к З.с. считается способ Л.Н. Толстого, отрицавшего искусственное произношение отдельных звуков, но применявшего выделение звуков на слух и соединение их в слоги. Одновременное обучение чтению и письму сближает этот способ обучения грамоте со звуковым аналитико-синтетическим способом.