О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Са Сб Св Сг Сд Се Сж Сз Си Сй Ск Сл См Сн Со Сп Ср Сс Ст Су Сф Сх Сц Сч Сш Сщ Съ Сы Сь Сэ Сю Ся
 

СКИННЕР

СКИННЕР (SKINNER) БЕРРЕС ФРЕДЕРИК - (20.03.1904, Саксуэханна, Пенсильвания - 1990) - американский психолог, создатель концепции "оперантного бихевиоризма". Окончил колледж Гамильтона в Нью-Йорке со степенью по английскому языку. В 1928 г. поступил в аспирантуру по психологии в Гарвардский университет. По ее окончании защитил докторскую диссертацию. Работал преподавателем в университете штата Миннесота (1936-45) и Индиана (1945-74), затем преподавал в Гарварде. Умер от лейкемии. Основывался на методологии ситуационизма, которая предполагает, что определяющим фактором решений выступает не личность, а ситуация ее взаимодействия со средой. Выступал с критикой необихевиоризма за введение "промежуточных переменных" между стимулом и реакцией, так как полагал достаточным образование связей между стимулами, реакциями и подкреплением. В качестве ключевого ввел понятие "оперантного обусловливания", которое характеризуется тем, что в его рамках образование условных рефлексов происходит при подкреплении спонтанно возникающей у субъекта реакции, а не стимула как в "классическом" обусловливании И.П.Павлова. Выделял несколько видов оперантного поведения: инструментальное Обусловливание, обучение с помощью проб и ошибок, вербальное обусловливание, формирование понятий. Распространил свою концепцию на речевое развитие, обучение в школе. Выступал инициатором программированного обучения. Терапия. Разработал принципы поведенческой психотерапии. Методы. Создал ряд оригинальных экспериментальных методик, например, "скиннеровскую камеру". The Behavior of Organisms. N.Y., 1938; Science and Human Behavior. N.Y., 1956; Verbal Behavior. N.Y., 1957; Teaching Machines // (Eds.) Lumsdaine A.A., Glaser R. Teaching Machines and Programmed Learning. NEA, 1960; Walden Two. N.Y., 1963; Beyond Freedom and Dignity. N.Y., 1972; About Behaviorism. N.Y., 1974; Particulars of my Life. N.Y., 1976; Reflections on Behaviorism and Society. N.Y., 1978; The Shaping of a Behaviorist. N.Y., 1979