О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Та Тб Тв Тг Тд Те Тж Тз Ти Тй Тк Тл Тм Тн То Тп Тр Тс Тт Ту Тф Тх Тц Тч Тш Тщ Тъ Ты Ть Тэ Тю Тя
 

ТОМСОН

ТОМСОН (THOMSON) ГОДФРИ ХИЛТОН - (1881,Карлайт - 1955) - английский педагог и психолог. Получил образование с 1900 г. по 1904 г. в университете Дарема (бакалавр социологии, 1904; магистр, 1906; доктор 1913) и университете Страсбурга (доктор философии, 1906). С 1906 г. работал ассистентом в колледже Армстронга в г. Ньюкасл-апон-Тайн университета Дарема, с 1909 г. по 1920 г. он - преподаватель, с 1920 г. по 1925 г. - профессор педагогики и психологии и декан факультета образования, в 1923-1924 г.г. читал гостевые лекции в педагогическом колледже Колумбийского университета, с 1925 г. по 1951 г. Томсон - профессор педагогики в университете Эдинбурга и директор Педагогического колледжа Мори в Эдинбурге. С 1927 г. со-редактор журналов "Pedagogical Seminary and Journal of Genetic Psychology" и "Genetic Psychology Monographs", а с 1931 г. - "British Journal of Educational Psychology". Член Британского психологического общества и Британской ассоциации содействия науке. Был руководителем проекта создания теста для диагностики умственного развития и творческой одаренности детей (Moray House Picture Intelligence Test). Известен своими факторно-аналитическими исследованиями, в которых он исходил из понимания фактора как описательной категории: поведенческие элементы могут попадать в один и тот же фактор в силу конкретных условий их развития, поэтому факторный анализ, как одна из возможных классификационных схем, позволяет лишь формулировать гипотезы об этом развитии. В его работах была заложена другая, нежели у Спирмена и Терстоуна, модель интеллекта: по его представлениям когнитивные достижения обусловлены функционированием большого числа достаточно независимых элементарных факторов, а по коэффициентам корреляций можно судить о степени участия этих элементарных факторов в целостной деятельности. В рамках факторного анализа занимался изучением выполнения конкретных задач (приготовление пищи, вождение автомобиля, чтение книг) и требующихся для этого способностей. A hierarchy without a general factor // British J. o. Psychol. 1916, 8, p 271-281; The Essential of Mental Measurement. Cambridge, 1921 (совм. с Brown W.); Northumberland Mental Test. L., 1921-1922; Instinct, Intelligence and Character: an Educational Psychology. L., 1927; The influence of multivariate selection on the factoral analysis of ability // British J. o. Psychol. 1939, 29, p. 288-306 (совм. с Ledermann W.); Weighting for battery reability and prediction // Brit. J. Psychol. 1940, № 30, p. 357-366; The effects of repeated prase and Blame on the work Achivement of "Introverts and Extroverts" // British J. o. Educat. Psychol. 1944, № 35, p. 257-266 (совм. с Hunnicutt C.W.); The Factoral Analysis of Human Ability. Boston, 1948; On estimating oblique factors // British J.o. Psychol. 1949, 2. Литература. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1, М., 1993, с. 418-419.