О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Та Тб Тв Тг Тд Те Тж Тз Ти Тй Тк Тл Тм Тн То Тп Тр Тс Тт Ту Тф Тх Тц Тч Тш Тщ Тъ Ты Ть Тэ Тю Тя
 

ТОРНДАЙК

ТОРНДАЙК (THORNDIKE) ЭДУАРД ЛИ - (31.8.1874, Вильямсбург, Массачусетс - 10.08.1949, Нью-Йорк) - американский психолог и педагог. В 1898 г. защитил докторскую диссертацию в Колумбийском университете. Профессор Колумбийского университета (с 1904 г.). Проводил исследования поведения животных, направленного на выход из "проблемного ящика". Трактовал научение как установление связи между стимулом и реакциями (S-R), в дальнейшем указал также роль сенсорного контроля. Для фиксации результативности поведения животного, которое описывалось как серия проб и ошибок, использовалась так называемая "кривая научения". Сформулировал ряд законов научения: "закон упражнения" (чем чаще повторяется связь между ситуацией и ответной реакцией, тем она прочнее), "закон эффекта" (прочность связи возрастает, если процесс установления связи сопровождается состоянием удовлетворения), "закон готовности" (скорость образования связи зависит от наличного состояния субъекта, прежде всего от особенностей или состояний нервной системы), но в его публикациях после 1930-го года "закон упражнения" был практически отброшен. Разрабатывал проблему обучения детей, трактуя его как приспособление к среде, при котором упрочение реакции зависит от последующего удовлетворения или неудовлетворения ("закон эффекта"). Animal intelligence. N.Y., 1911; Human Nature and the Social Order. N.Y., 1940; Принципы обучения, основанные на психологии. М., 1929; Психология арифметики. М.-Л., 1932; Процесс учения у человека. М., 1935