ЗВЕРЕВ АНАТОЛИЙ ТИМОФЕЕВИЧ
ЗВЕРЕВ Анатолий Тимофеевич (3 ноября 1931 - Москва - 9 декабря 1986, там же), российский художник. Один из самых значительных и ярких представителей "неофициального искусства" 2-й половины 20 в. Выходец из рабочей семьи, в 1954 поступил в Московское областное художественное училище "Памяти 1905 года", откуда вскоре был исключен за богемно-анархическое поведение. Сформировался как мастер самостоятельно, впервые познакомившись с подлинниками западного абстрактного искусства во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве (1957). Большое значение имело для него и изучение репродукций в иностранных изданиях по искусству, а также знакомство с выдающимся собирателем и меценатом Г. Д. Костаки и его коллекцией русского авангарда. Выставки в местных "квартирных салонах", а также за рубежом (начиная с выставки в галерее "Мот" в Париже, 1965) продемонстрировали яркое своеобразие его темпераментного, даже "буйного" стиля, который можно назвать "фигуративным ташизмом". Написанные маслом или акварелью портреты ("Г. Д. Костаки", 1956; "Д. П. Плавинский", 1976; оба - в частных собраниях, Москва; и др.), пейзажи ("Церковь в Переделкине", 1960, частное собрание, Москва; и др.), анималистические по тематике картины, натюрморты обычно сохраняют узнаваемость исходного натурного мотива, преображенного импульсивной, стихийной игрой мазков. Упоение красотой цветовых гамм и графических ритмов постоянно сочетается с трагическим надрывом. Особый отпечаток на образы Зверева наложила своеобразная игра в юродивого, свойственная его творческому темпераменту, а также алкоголизм, которому он долгие годы был подвержен, - все вместе составило неповторимый, пестрый и причудливый сплав. Безвременно ушедший из жизни, Зверев явился фигурой-символом, воплотившим в своей судьбе трудные пути русского "неофициального искусства". Его стиль можно считать связующим звеном между русским авангардом и постмодернизмом, предвестием живописи "новых диких". Большую популярность его работы получили в период перестройки, сопровождаясь поистине рекордным (по сравнению с любым другим мастером его времени) количеством подделок "под Зверева".