МЕЙЕРХОЛЬД ВСЕВОЛОД ЭМИЛЬЕВИЧ
МЕЙЕРХОЛЬД Всеволод Эмильевич (1874-1940) - российский режиссер, актер, педагог, народный артист России (1923). Один из реформаторов театра. В 1898-1902 работал в Московском художественном театре (МХТ), затем в провинции. В 1906-07 главный режиссер Театра В. Ф. Комиссаржевской на Офицерской (Санкт-Петербург). Развивал символическую концепцию "условного театра" ("Сестра Беатриса" М. Метерлинка и "Балаганчик" А. А. Блока, 1906). В 1908-17 в петербургских императорских театрах. Утверждал принципы "театрального традиционализма", стремился вернуть театру яркость и праздничность ("Дон Жуан" Мольера, 1910, и "Маскарад" М. Ю. Лермонтова, 1917, в Александринском театре и др.). После 1917 возглавил движение "Театрального Октября", выдвинув программу полной переоценки эстетических ценностей, политической активизации театра. В 1920-38 руководил театром в Москве (с 1923 Театр им. Мейерхольда) и существовавшей при нем школой. Разработал особую методологию актерского тренажа - биомеханику, в которой нашли своеобразное применение принципы конструктивизма. Поставил спектакли: "Мистерия-буфф" (1918, 1921) и "Клоп" (1929) В. В. Маяковского, "Великодушный рогоносец" Ф. Кроммелинка (1922), "Лес" А. Н. Островского (1924), "Ревизор" Н. В. Гоголя (1926), "Дама с камелиями" А. Дюма-сына (1934). Репрессирован; реабилитирован посмертно.