ВАРЬЕТЕ
ВАРЬЕТЕ (франд. variete, от лат. varietas - разнообразие, смесь) - вид театров, в представлениях к-рых сочетаются различные жанры театрального, музыкального, эстрадного и циркового искусства. Название произошло от т-ра "Варьете", основанного в Париже в 1720. Термин "В." употребляется на Западе и в более широком смысле, соответствующем понятию "эстрада", и охватывает представления кабаре и т-ров бурлеск. Спектакли т-ров В. носят преим. легкий, развлекательный характер. Они рассчитаны на бурж. обывательского зрителя. Для них характерны комедийные элементы, ирония, пародия, эротика. В программы В. входят одноактные пьесы, отдельные сценки, выступления певцов, чтецов, танцоров, музыкантов, акробатов, жонглеров, фокусников. На сценах В. возник и утвердился жанр обозрений (ревю), в к-рых отдельные номера объединены условным сюжетом. Как тип зрелищного предприятия В. получило распространение в крупнейших (в основном столичных) городах капиталистич. стран в конце 19 - нач. 20 вв. Во Франции предшественниками В. были парижские кафешантаны'и кабаре, где артистич. богема устраивала импровизированные дивертисменты, камерные, интимные представления, включающие песенки-шансонетки и выступления артистов цирка. С 80-х гг. появляются кабаре-В. ("Ша нуар", "Фоли бержер"), представления которых отличались пышностью постановки, слащавой сентиментальностью, фривольными, непристойными шутками. Этот же характер носили представления нью-йоркских театров бурлеск, ставивших обозрения и эксцентрические водевили. Расцвет театров В. относится к 20-30-м гг. В парижских В. ("Мулен руж", "Аполло") выступали одаренные артисты М. Шевалье, Ж. Беккер, развивавшие эстрадную манеру непринужденного, выразительного пения, построенного на речитативе и мелодекламации, сочетавшие вокальное исполнение с актерской игрой. В России дивертисментные программы, состоящие из куплетов, каскадных танцев и эротич. песенок, демонстрировались с середины 19 в. в ресторанах и кафе. Характер В. носил петерб. "Театр-буфф". В ресторанах "Салон-варьете", "Омон", "Вилла-Родэ", "Аквариум", "Эрмитаж" и др. давались эстрадные представления, рассчитанные, как и в других странах, на богатую, праздную публику. К театрам В. примыкали близкие им по программам театры миниатюр ("Кривое зеркало", "Летучая мышь"), ставившие пародийные, эстетские спектакли. В нач. 20-х гг. грань между В. и кабаре стирается. Исчезает основной признак В. - столики перед сценой, сближающий В. с рестораном. Наиболее крупными совр. театрами В. на Западе являются "Фоли бержер" и "Лид о" в Париже, "Палладиум" в Лондоне. До 2-й мировой войны в Берлине - "Винтер-гартен" и "Скала". 'Театры В., связанные с укладом крупных капи-талистич. городов Зап. Европы, не получили распространения в СССР. Лит.: Moeller van den Bruck A., Das Variete, В., 1902; С о 1 m a n F. A., Trier W.,Artisten, Dresd.-B., [1928]; S ob e 1 В., A pictorial history of burlesque, N. Y.,1956; Jaque s-C h a r 1 e s, Cent ans de music-hall, Gen.- P.,[1956]; С h a d о u r n e A., Les cafes-concerts, P., 1889; W i s-s a n t G. de, Le Paris d'aufrefois. Cafes et cabarets, P., [1928j; W a r n о d A., Bals, cafes et cabarets. P., [1913]; Кузнецов E., Из прошлого русской эстрады, М., 1958. М.З.