ВАРЬЕТЕ
										ВАРЬЕТЕ (франд. variete, от лат. varietas -  разнообразие,  смесь)  - вид  театров,  в  представлениях  к-рых  сочетаются  различные  жанры театрального, музыкального, эстрадного и циркового  искусства.  Название произошло от т-ра "Варьете", основанного в Париже в  1720.  Термин  "В." употребляется на  Западе  и  в  более  широком  смысле,  соответствующем понятию "эстрада", и охватывает представления кабаре  и  т-ров  бурлеск. Спектакли т-ров В. носят преим. легкий,  развлекательный  характер.  Они рассчитаны  на  бурж.  обывательского  зрителя.  Для  них  характерны комедийные элементы, ирония, пародия, эротика.  В  программы  В.  входят одноактные  пьесы,  отдельные  сценки,  выступления  певцов,  чтецов, танцоров, музыкантов, акробатов, жонглеров,  фокусников.  На  сценах  В. возник и утвердился жанр обозрений  (ревю),  в  к-рых  отдельные  номера объединены условным сюжетом. Как тип зрелищного предприятия В.  получило распространение  в  крупнейших  (в  основном  столичных)   городах капиталистич.  стран  в  конце  19  -  нач.  20  вв.  Во  Франции предшественниками В. были парижские кафешантаны'и кабаре, где  артистич. богема устраивала импровизированные  дивертисменты,  камерные,  интимные представления,  включающие  песенки-шансонетки  и  выступления  артистов цирка. С 80-х гг.  появляются  кабаре-В.  ("Ша  нуар",  "Фоли  бержер"), представления  которых  отличались  пышностью  постановки,  слащавой сентиментальностью, фривольными, непристойными шутками. Этот же характер носили представления нью-йоркских театров бурлеск, ставивших обозрения и эксцентрические водевили. Расцвет театров В. относится к 20-30-м  гг.  В парижских В. ("Мулен руж",  "Аполло")  выступали  одаренные  артисты  М. Шевалье,  Ж.  Беккер,  развивавшие  эстрадную  манеру  непринужденного, выразительного  пения,  построенного  на  речитативе  и  мелодекламации, сочетавшие вокальное исполнение с актерской игрой. В России дивертисментные программы, состоящие из куплетов,  каскадных танцев  и  эротич.  песенок,  демонстрировались  с  середины  19  в.  в ресторанах и кафе. Характер В. носил петерб. "Театр-буфф". В  ресторанах "Салон-варьете",  "Омон",  "Вилла-Родэ",  "Аквариум",  "Эрмитаж"  и  др. давались эстрадные представления, рассчитанные, как и в других  странах, на богатую, праздную публику. К  театрам  В.  примыкали  близкие  им  по программам театры миниатюр ("Кривое зеркало", "Летучая мышь"), ставившие пародийные, эстетские спектакли. В нач. 20-х гг. грань между В. и кабаре стирается. Исчезает  основной признак В. - столики перед сценой, сближающий В. с рестораном.  Наиболее крупными совр. театрами В. на Западе являются "Фоли бержер" и "Лид о"  в Париже, "Палладиум"  в  Лондоне.  До  2-й  мировой  войны  в  Берлине  - "Винтер-гартен" и "Скала". 'Театры В., связанные с укладом крупных капи-талистич.  городов  Зап. Европы, не получили распространения в СССР. Лит.: Moeller van den Bruck A., Das Variete, В., 1902; С о 1 m a n F. A., Trier W.,Artisten, Dresd.-B., [1928]; S  ob  e  1  В.,  A  pictorial history of burlesque, N. Y.,1956; Jaque s-C h a r 1 e s, Cent ans de music-hall, Gen.- P.,[1956]; С h a d о u r n e A., Les cafes-concerts, P., 1889; W i s-s a n t  G. de, Le Paris d'aufrefois. Cafes et cabarets, P., [1928j; W a r n о d A., Bals, cafes et cabarets. P., [1913]; Кузнецов E.,  Из прошлого русской эстрады, М., 1958. М.З.