О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ва Вб Вв Вг Вд Ве Вж Вз Ви Вй Вк Вл Вм Вн Во Вп Вр Вс Вт Ву Вф Вх Вц Вч Вш Вщ Въ Вы Вь Вэ Вю Вя
 

ВАЯНГ

ВАЯНГ (wajang) - индонезийский народный театр (распространен на всех островах Малайского архипелага). Первоначальное значение яванского слова "В.", сохранившееся также в совр. индонезийском т-ре,- вырезанная из кожи, дерева, бумаги, тонкого металлического листа плоская или объемная тростевая театр. кукла. Словом "В." в Индонезии обозначают также народный теневой и кукольный т-ры, представления к-рых даются с помощью различных видов кукол В. Иногда в современной Индонезии слово "В." переносится на обозначение вообще всех видов индонез. т-ра: иллюстрированного рассказа- ваянг-бебер; т-ра масок- то пенг (подразделяющегося на т-р масок животных - топенг-баронган, и мистериальный - топенг-даланг); танцевально-пантомимич. т-ра живого актера-бексан, бедойо, серампау. т-ра, к-рый условно может быть назван драматическим - топенг-вонг (он же ваянг-вонг или ваянг-оранг и его разновидность-ваянг-лангендрия). Происхождение В. (народного теневого и кукольного театра) связано с анимистическими верованиями индонезийцев и с культом мертвых. Первоначальная цель В. - вызвать у зрителей представление о бесплотной душе умершего. Древнейший вид В. - теневой театр ваянг-кулит. Близок ему по форме, но лишен культовой основы театр ваянг-гедог, торжественные представления которого воспевают эпических героев. Чисто развлекательный характер имеют представления театра плоских тростевых кукол - ваянг-келитик, и т-ра объемных кукол - ваянг-голек, вытеснившие т-р ваянг-гедог. Все эти виды В. разыгрываются далангом являющимся одновременно владельцем и директором т-ра, драматургом, кукловодом и чтецом. Во время представления даланг меняет голос и напев в зависимости оттого, кого из действующих лиц он изображает. Представления В. сопровождаются оркестром гамеланом, состоящим из ударных, струнных и духовых инструментов. В. играет значительную роль в жизни индонезийцев - входит в каждое обрядовое, общественное и частное празднество. До начала представления даланг поет молитву, возжигает благоухания, совершает жертвоприношение (см. Индонезийский театр). Лит.: M e p в а р т Л. А., Малайский театр. в сб.: Восточный театр. под ред. А. М. Мерварта, Л., 1929; КрыжицкийГ., Экзотический театр. Л., 1927; H a ze u G. A. J., Bijdrage tot de kennis van het Javaansche tooneel, Leiden, 1897; S k e at W. W., Malay Magie, L., 1900, pp. 457-468. 503-522; Juynboll H. H., Indonesische en Achterindische tooneel-vorstellingen uit het Ramajana, "Bijdragen tot de Taal-Land-en Volkenkunde van Nederlandsch Indie", [s. l.], 1902; Ensiklo-pedia Indonesia, N. V. van Hoeve. Bandung-'s Gravenhage, 1956; Encyclopedie van Nederlandsch Indie, 's Gravenhage, 1929; Juynboll H., Das Javanische Maskenspiel, "Internationales Archiv fur Ethnographie", 1901, Bd 14, с. 57; Kunvardji Kawindrasusanto "Hal wajang", "Budaja", Jogjakarta, 1957, .ј l; T u r S., "Wajang Krutjil", "Budaja", Jogjakarta, 1954, ј1; Juynboll H. H., Wayang Kelitik oder Kerutjil, "Internationales Archiv fur Ethnographie", 1900, Bd 13. ЛАМ