ВЕГА КАРПЬО
ВЕГА КАРПЬО (Vega Carpio), Лопе Феликс де (25. XI. 1562, Мадрид, - 27. VIII. 1635, там же) - испанский драматург. Основоположник исп. нац. драматургии. Родился в семье ремесленника-вышивальщика. Обучался в ун-те в Алькала-де-Эна-рес. В 1574-75 написал первую пьесу - "Истинный любовник". В 1588 за эпиграммы, высмеивающие директора т-ра X. Веласкеса, был изгнан из Мадрида и вступил добровольцем в "Непобедимую Армаду" - исп. военный флот, выступивший против Англии. После разгрома "Непобедимой Армады" (1588) жил в Валенсии и Толедо, занимаясь лит. деятельностью. В 1595 вернулся в Мадрид. Уже будучи широко известным писателем, служил в качестве секретаря и письмоводителя у герцогов Альба, де Ceca и др. титулованных лиц. В 1609 вступил в религиозное братство, в 1614 стал священником, а с 1624 возглавлял братство служителей инквизиции.Тем не менее осн. направление творчества писателя оставалось светским и гуманистическим. В 1625 совет Кастилии запретил печатать и ставить пьесы В. К. Этот запрет был отменен лишь за год до смерти писателя. В. К. писал преим. для народного публичного т-ра. Его пьесы встречали восторженное поклонение зрителей. Человек разносторонней и яркой одаренности, В. К. выступал в различных жанрах: писал поэмы, романсы, новеллы, но гл. сферу его деятельности составляла драматургия. В. К. написал до 2 200 пьес светского и религиозного содержания (сохранилось 426 его комедий и 48 одноактных пьес, т. н. аутос сакраменталес, связанных с торжеством причастия). В драматургии В. К., как и в драматургии Шекспира и его плеяды в Англии, Корнеля и Расина во Франции, отразилось столкновение уходящего феодально-патриархального мира с абсолютистским государством и индивидуализмом и своекорыстием нарождающегося бурж. мира. В. К. был основоположником исп. нац. драмы. Он не только создал множество ярких и совершенных пьес, но и теоретически обосновал свои творческие принципы в поэме "Новое искусство писать комедии в наше время" (1609). Отбрасывая канонич. правила классицизма, он утвердил глубоко новаторскую драматургию, основанную на требовании "правдоподобия" и адресованную народному зрителю. В. К. видел в драме зеркало жизни и полагал, чтодраматич. произведение должно включать и трагич. и комич. моменты. Особое значение В. К. придавал искусно построенной интриге, к-рая должна держать зрителя в напряжении до конца спектакля. Рисуя широко и многообразно события переломной эпохи, В. К. создавал свои пьесы, опираясь на исп. историч. хроники, нар. романсы, сочинения античных историков и произв. итал. новеллистов. Весь этот разнообразный материал он подчинял стоящим перед ним большим задачам. По широте охвата социальных явлений, психологич. глубине и поэтической силе драматургия В. К. занимает одно из первых мест в истории мировой драмы. В мировоззрении и творчестве В. К. отразились своеобразные черты исп. Возрождения. он не порывал до конца с религией и стремился примирить свободное развитие личности с патриархальными принципами. Убежденный сторонник абсолютизма, В. К. в своих пьесах рисует борьбу королевской Испании против мавров и феодальной раздробленности. Он видит в королевской власти единственную силу, способную создать независимую централизованную Испанию. При этом В. К. считал, что королевская власть стоит над классами и является носительницей "абсолютной справедливости". Особое место среди драм В. К. занимают драмы народной героики, изображающие отношения трех социальных сил старой Испании: народа, феодалов и королевской власти. Наиболее значительные из этих пьес: "Перибаньес и командор Оканьи" (соч. 1609-12), "Овечий источник" ("Фуэнте овехуна", соч. в 1612-13, изд. 1619), "Лучший алькальд-король" (изд. 1635). Показывая столкновение феодала и крестьянина, В. К. целиком стоит на стороне крестьянина, защищающего свою честь, достоинство и независимость от феодальных интриг и притеснений. Но в пьесах "Перибаньес и командор Оканьи" и "Лучший алькальд - король" королевская власть представлена выразительницей справедливости, защищающей крестьянина от притеснений феодала. С большим реализмом эта тема трактована в величайшей из драм В. К.- "Овечий источник", изображающей героич. народ, поднявшийся на защиту своей чести и достоинства. В этой драме представители королевской власти отдают приказ безжалостно пытать крестьян и, только убедившись в невозможности сломить их волю, отпускают жителей непокорной деревни на свободу. Мощный социальный пафос этих пьес, овеянные поэзией образы представителей народа делают драмы В. К. одной из вершин мировой драматургии. К числу историч. пьес В. К. относятся его т. н. "драмы о королях и правителях-тиранах". Наиболее значительная из них - "ЗвездаСевильи"(изд.1623)- изображает столкновение деспота, тирана и развратника короля с жителями города Севильи, людьми, полными героических стремлений, чести и достоинства. Осуждая тиранию королевской власти, В. К. не идеализирует здесь и старую патриархальную Испанию, показывая деспотизм, царящий в семейной жизни исп. дворянства. На сопоставлении патриархальной деревенской жизни и жизни города построены пьесы "Умный в своем дому" (соч. 1606-09, изд. 1615), "Крестьянин в своем углу" (соч. 1614-15, изд. 1617). В. К. осуждает ханжество и лицемерие "цивилизованного" общества и противопоставляет ему народную жизнь, привлекающую его своей простотой и естественностью. Вместе с тем В. К. изображает распад и разложение патриархальной жизни под натиском развивающейся цивилизации. Пьесы В. К., посвященные совр. ему жизни, включают "драмы чести", изображающие семейную жизнь исп. дворянства. Самая значительная из них "Победа чести" (изд. в 1635). Передовой человек своего времени, В. К. считал, что брак должен быть основан на взаимном согласии и любви мужчины и женщины, но после того, как семья сложилась, она незыблема.Он стоит на страже патриархальной семьи, рассматривает ее как оплот в борьбе с безнравственностью. В. К. писал драмы из истории Др. Рима, Франции, Италии. Пьеса "Великий князь Московский" (изд. в 1617) посвящена России. Тема ее - история Лжедимитрия и польской интервенции в России. Изображая Др. Рим, Русь 16 в. или Испанию архаич. времен, В. К. рисовал расстановку социальных сил, сходную с Испанией его эпохи, не стремился к передаче особенностей жизни, нравов и деталей быта народов того времени, к-рое он изображал в своих пьесах. В то же время В. К. раскрывал главные конфликты сословного общества, показывая столкновение между угнетателями и угнетенными. Его пьесы, не являясь подлинно историческими, представляют собой грандиозные социальные драмы. Большое место в творческом наследии В. К. занимают его комедии. Принято подразделять их на пасторальные, "плутовские", комедии героич. содержания, "придворные комедии", "комедии плаща и шпаги", построенные на любовных перипетиях, героями к-рых являются дворяне. В комедиях В. К. отчетливо проявилась его связь с освободительным движением Возрождения. В центре комедий В. К. образ молодого человека, приобщившегося к передовым идеям Возрождения, активно борющегося за свое счастье. Наиболее популярные комедии "Учитель танцев" (1594), "Мадридская сталь" (изд. 1618), "Хитроумная влюбленная" (соч. 1604- 1618), "Валенсианская вдова" (изд. 1621), "Девушка с кувшином" (соч. 1625-32, изд. 1646) и "Дура для других, умная для себя" (изд. 1635) и др. проникнуты пафосом борьбы за человеческое счастье и верой в победу молодых людей, приобщившихся к передовым идеям и образованию. Героини их - чаще всего женщины, совершающие "подвиг любви", ведущие борьбу за свое счастье, за возможность соединиться с любимым человеком, преодолев сопротивление отцов и опекунов. Во всех этих комедиях борьба героинь приобретает крайне напряженный характер. Им приходится преодолевать не только внешние препятствия, но и собственные сословные предрассудки. Так, одна из лучших комедий В. К. "Собака на сене" (соч. 1625-32) показывает борьбу в душе героини между сословными предрассудками и любовью. Комедии В. К. строятся на головокружительной интриге, в к-рой активное участие принимают не только влюбленные герои - дворяне, но и их слуги, помогающие своим господам и часто высказывающие по их адресу иронич. замечания. Среди этих слуг наиболее интересен тип шута грасъосо. В комедиях В. К. отразился оптими-стич. пафос исп. Возрождения-вера в мощь человеческой воли, в способность человека бороться с трудностями и одерживать над ними верх, вера в гуманизм. В. К. выступал и как автор религиозных драм, но они занимают второстепенное место в его творчестве. Среди этих пьес - пьесы аллегория, характера ("Жатва", "Путешествие души" и т. д.), основанные на эпизодах из Библии, "священные комедии" ("комедии сак-ра") и драматизированные жития святых ("комедии де сантос"). Но даже в аллегорических произв. В. К. появляются светские мотивы и гуманистические идеи. В числе "комедий де сантос" лучшая - "Истинная ложь" о жизни святого Генезия, покровителя актеров, язычника, обратившегося в христианство. Драматургия В. К. имеет определенную структуру и устойчивые художеств. принципы. Его комедии делятся на 3 акта (хорнады). Пьесы В. К.-стихотворные (белый стих, народный романсовый стих, сонетная форма). Являясь величайшим мастером дра-матургич. интриги, В. К. уступает, однако, своему гениальному современнику - Шекспиру - в умении создавать сложные психологич. характеры. Вместе с тем В. К. сделал шаг вперед по сравнению с драматургией Возрождения и в т. ч. с драматургией Шекспира в разработке народной темы. Народ, составлявший лишь фон пьес Шекспира, становится в ряде пьес В. К. центральным героем и трактуется в патетическом духе. В. К. заложил основы исп. нац. драматургии. Его непосредственными преемниками были Тирсо де Молина, Кальдерон, Рохас Соррилья, Морето и др. представители исп. драмы "золотого века". Вскоре после смерти В. К. исп. правительство начало репрессии против т-ра и запретило его пьесы. В 18 в. представители классицизма повели борьбу против нар. драматургии В. К., выходящей за рамки канонов классицизма. Пьесы В. К. появлялись на исп. сцене в обработке, далекой от подлинника. Возрождение интереса к драматургии В. К. относится к эпохе романтизма, однако многие романтики отдавали предпочтение его младшему современнику Кальдерону. В 19 в. пьесы В. К. ставились в Испании сравнительно редко и чаще всего в ремесленной обработке. Пропаганда творчества В. К. начинается в Испании после 1931. Особенно много сделал для этого драматург Ф. Гарсиа Лорка, поставивший в руководимом им передовом студенческом т-ре "Ла Баррака" "Овечий источник", "Дурочку" и др. В период гражд. войны в Мадриде был показан "Овечий источник", находившийся в старой Испании фактически под запретом. За пределами Испании пьесы В. К. шли сравнительно редко. Исключение составляет Россия, где пьесы В. К. появляются во 2-й половине 19 в. В 1876 на сцене Малого т-ра был пост. "Овечий источник" в переводе С. А. Юрьева с М. Н. Ермоловой в роли Лаурен-сии. Спектакль благодаря своей тираноборческой направленности был воспринят демократич. зрителем как большое обществ, событие. После нескольких представлений он был снят цензурой. В 1877 Малый т-р показал пьесу "Лучший алькальд - король". В 1886 пост. с участием Ермоловой, А. П. Ленского и А. И. Южина "Звезда Севильи". Спектакль, в к-ром звучали антитиранич. мотивы, имел большое прогрессивное значение. В 1893 Малый т-р показал "Собаку на сене" ("Собака садовника"; Диана - Леш-ковская, Теодоро - Ильинский). Комедия в течение многих лет сохранялась в репертуаре т-ра. На сцене Александрийского т-ра она была пост. в 1891 (Диана- Савина, Тристан - Варламов). В 1893 труппой Александрийского т-ра на сцене Михайловского т-ра была пост. комедия "Сети Фенизы" (с участием Давыдова и Варламова). Интерес к творчеству В. К. еще более возрос в нашей стране после Октябрьской революции. В 1919 К. А. Марджанишвили (Марджанов) пост. "Овечий источник" на сцене Киевского т-ра (Лауренсия - Юренева). Спектакль был горячо воспринят красноармейцами и рабочими - зрителями революционного Киева. В 1922 Марджанишвили пост. ту же пьесу в ТОилиси, на сцене Т-ра им. Руставели. Спектакль этот заложил основу сов. груз. театр. иск-ва. "Овечий источник" и в дальнейшем ставился на сценах сов. т-ров: Т-р им. Франко, Киев (1923-24), Башкирский т-р, Уфа (1930), Т-р им. Хамзы, Ташкент (1931), Т-р им. Сталина, Ашхабад (1935), Моск. т-р Революции (1938), Осетинский т-р, Дзауджикау (1953) и др. На сюжет "Овечьего источника" сов. композиторами были написаны балеты: "Лауренсия" Крейна (1939, Ленинградский т-р оперы и балета им. Кирова, Лауренсия - Дудинская, Фрондозо - Чабукиани; 1948, Т-р оперы и балета им. Палиашвили, ТОилиси, Лауренсия - Цигнадзе, Фрондозо - Чабу-киани; 1956, Большой т-р, Лауренсия - Плисецкая, Фрондозо - Чабукиани. Постановщик этих спектаклей-Чабукиани) и "Дочь Кастилии" Василенко (1955, Моск. т-р им. Станиславского и Немировича-Дан-ченко, Лауренсия - Власова). Среди пост. комедий В. К. на советской сцене: "Собака на сене" (1936, Ленингр. т-р Комедии, Диана - Гошева, 1937, Моск. т-р Революции, Диана - Бабанова), "Вален-сианская вдова" (1939, Ленингр. т-р Комедии, Леа-нарда-Юнгер; 1940, Моск. т-р им. Ленинского комсомола, Леанарда-Гиацинтова), "Учитель танцев* (1946, ЦТСА, Альдемаро-Зельдин, Фелисиана - Добр-жанская), "Чудеса пренебрежения" (1946, Моск. т-р драмы и комедии), "Девушка с кувшином" (1949, Моск. драм. т-р) и др. Соч.: Obras..., v. I--XIII, nueva edicion, publ. por la Real Academia Espanola, Madrid, 1916-30; в рус. пер.- Избранные драматич. произведения, под ред. Н. Любимова, т. 1-2, М., 1954. Лит.: Rennert Н. А. у Castro A., Vida de Lope de Vega(1562-1635), Madrid, 1919; Sen e v i ] 1 R. The dramatic art of Lope de Vega, Berkeley, 1918; Meriende z-y-P e 1 а у о M." Estudios sobre el teatro de Lope de Vega, v. 1-6, Madrid, 1949; КржевскийБ. А., Творчество Лопе де Вега, в сб.: Культура Испании, fM.J, изд. АН СССР, 1940; Д e p ж а-в и н К. Н., Драматургия Лопе де Вега (Вступ. статья), в изд.: Лопе де Вега, Избранные драматические произведения, т. 1, М., 1954; Игнатове., Испанский театр XVI- XVII веков, М.-Л., 1939; История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 1, М., 1956; П л а в-скин 3., Лопе де Вега, Л.-М., 1960. А. Шт.