О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ва Вб Вв Вг Вд Ве Вж Вз Ви Вй Вк Вл Вм Вн Во Вп Вр Вс Вт Ву Вф Вх Вц Вч Вш Вщ Въ Вы Вь Вэ Вю Вя
 

ВЕЙМАРСКИЙ ТЕАТР

ВЕЙМАРСКИЙ ТЕАТР - немецкий придворный театр. созданный в 1791 в Веймаре - столице Сак-сен-Веймарского великого герцогства. Во главе т-ра стояли величайшие писатели Германии - И. В. Гете (с 1791 до 1817) и Ф. Шиллер (с 1799 до его смерти в 1805). К моменту переезда Гете в Веймар (1775) там существовал придворный любительский т-р. Его спектакли давались в здании, выстроенном в Веймаре в 1775 арх. Гауптманом. Т-р был оборудован вращающейся сценой и оснащен сценич. машинерией. В 1780 Гауптман выстроил новое здание с обшивной сценой-коробкой. Здесь 7 мая 1791 драмой А. Иффланда "Охотники" начал свои спектакли В. т. В 1798 это здание было перестроено и модернизировано арх. Тоуреном. На сцене В. т. был поставлен 601 спектакль. В этом театре шли трагедии, драмы, комедии, фарсы, оперы, зингшпили. В период расцвета В. т. на его оцене ставились произв. Лессинга, Шиллера, Гете. Особенным успехом пользовались пьесы Шиллера ("Разбойники", 1796, "Лагерь Валленштейна" и "Смерть Валленштейна", 1798, "Мария Стюарт", 1800, "Орлеанская дева", 1803, "Дон Карлос", 1807). Здесь шли "Эгмонт" (1796), "Ифигения в Тавриде" (1802), "Торквато Тассо" (1807) Гете. Из пьес Лессинга-"Мин-на фон Барнхельм", "Эмилия Галотти", "Натан Мудрый" (1807-11). В репертуар В. т. Гете включал также пьесы Шекспира: "Гамлет", "Король Лир", "Ромео и Джульетта" и "Макбет" (последняя в обработке Шиллера), а также Кальдерона, Корнеля, Расина, Мольера, Вольтера. Гете неохотно допускал на сцену пьесы немецких романтиков. Полная неудача в В. т. постигла драмы Ф. Шлегеля, Г. Клейста, К. Брен-тано. Лучшими актерами В. т. были X. Нейман, П. А. Вольф, И. Графф, К. Ягеман. Будучи руководителем В. т., Гете уделял большое внимание этическому воспитанию актеров, заложил основы реалистич. режиссуры 19 в. К концу первого десятилетия 19 в. В. т., в результате противоречивости его программы (требование сочетать жизненную правду со следованием античным образцам) и финансовых трудностей, пришел в упадок: актерская игра приобрела внешний, условный характер, резко снизилось качество репертуара: сцену В. т. начали наводнять мещанские драмы и комедии Иффланда и А. Коцебу. Зингшпили, мелодрамы и фарсы вытеснили классику. Лучшие актеры покинули т-р. После отхода Гете от руководства В. т. превратился в рядовой придворный т-р. Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 2, М., 1957, с. 638-665; Wahle J., Das Weimarer Hoftheater unter Groethes Leitung, Weimar, 1892; Schrickel L., Geschichte des Weimarer Theaters von seinen Anfangen bis heute, Weimar, [1928]; Burkhardt C. A. H., Das Repertoire des Weimarischen Theaters unter Goethes Leitung. 1791-1817, Hamburg-Lpz., 1891; L o e w у, Goethe als Theaterdirektor, [Weimar], 1928; Lebede H., Goethes Regeln fur Schauspieler, [Weimar], 1924. Г. Гур.