АКАДЕМИИ
АКАДЕМИИ (от греч. *Axa6rn,ia-философская школа, основанная философом Платоном близ Афин)- название некоторых высших учебных, научных или художественных учреждений, объединяющих крупнейших специалистов в данной области науки или искусства. Театральные А. зародились в Италии в эпоху Возрождения. Уже в 15 в. членами гуманистических итальянских А. предпринимались опыты постановок произведений античной драматургии (напр., пост. "Эмпидика" Плавта членами римской А. "Помпониана", 1468). Более активную театр. деятельность развернули А. в Италии в 16 в., когда наряду с пост. пьес древних авторов они начали ставить оригинальные драм. произведения, сочиненные членами А. (в т. ч.: П. Аретино, А. Пикколомини, Г. Баргальи, Дж. Чекки, Дж. Джелли и др.). Это была гуманистич. драматургия светского содержания, противостоящая средневековому мистериальному т-ру. Из итальянских А. 16 в. наиболее значительные: "Конгрега де Роцци" в Сиене, "Костанти" во Флоренции, "Семпитерни" в Венеции, "Олимпика" в Ви-ченце (для к-рой арх. А. Палладио было построено одно из самых совершенных театр. зданий эпохи Возрождения), "Фантастичи" во Флоренции и др. Нек-рые из А. ("Элевати" во Флоренции, "Инвагити" в Мантуе и др.) специализировались на постановке муз. драм (мелодрам) К. Монтеверди И. Мелани, Ф. Кавалли и др. Спектакли А. обычно подготавливались под рук. и с участием членов А., в них выступали также профессиональные актеры и театр. любители. В 17 в. А., разрабатывающие жанры иуз. т-ра (опера, балет), возникли во Франции (Академия танца, Академия музыки), в Англии (Академия музыки), а также в Испании, Германии, Нидерландах и др. С концом эпохи Возрождения наступает закат театр. А", которые сменяются проф. т-рами. В 19-20 вв. театр. Академии возрождаются в нек-рых странах как разновидность высшей театр. школы (Академия искусств им, Лу-Синя в КНР и др.). Лит.: Storia delle Accademia d'Italia, v. 1-2, Bologna, 1926-27.