О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ва Вб Вв Вг Вд Ве Вж Вз Ви Вй Вк Вл Вм Вн Во Вп Вр Вс Вт Ву Вф Вх Вц Вч Вш Вщ Въ Вы Вь Вэ Вю Вя
 

ВЕНГЕРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР

ВЕНГЕРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР (Nem-zefci Szinhaz) в Будапеште - старейший драматический театр Венгрии. Открыт 22 авг. 1837 под назв. "Мадьяр синхаз" пьесой "Пробуждение Арпада" Верешмарти. В 1840 получил наименование Нац. т-ра" До 1884 в т-ре одновременно давались драм. и оперные спектакли (см. также Венгерский государственный оперный театр в Будапеште). Первым директором и художеств. руководителем т-ра был критик и поэт И. Байза. В труппе т-ра объединились лучшие актеры страны, выступавшие ранее в провинциальных бродячих труппах: Р. Дерине, К. Медьери, Ж. Сент-петери, Р. Лаборфальви и др., развивавшие своим творчеством демократич. традиции венг. сценич. иск-ва - его народность и прогрессивную идейность. Накануне революдии 1848 в т-ре сформировались два осн. направления в актерском иск-ве: романтическое, представителем к-рого был М. Лендваи-отец, и реалистическое, ярким выразителем к-рого являлся Г. Эгреш-гии - актер-гражданин, друг и соратник Ш. Петефи. В первые же дни революции деятели т-ра горячо откликнулись на освободит, движение венг. народа. 15 марта 1848 по требованию восставших жителей Пешта очередная пост. мелодрамы была заменена патриотич. драмой "Банк-бан" И. Катоны. Мн. актеры т-ра принимали непосредственное участие в освободит. борьбе. После 1848 Нац. т-р переживал упадок, испытывал тяжелые материальные затру д нения. Творч. подъем т-ра начался в 60-е гг. 19 в. Многие актеры получили в это время театр. образование в Париже. Реалистич. тенденции в нац. иск-ве утверждали актеры К. Сердахейи, К. Приелле, директор и худ. рук. т-ра драматург Э. Сиглигети, обогативший репертуар т-ра своими пьесами. Преемник Сиг-лигети Э. Паулаи - один из наиболее видных венг. режиссеров, осуществил цикл пост. нац. клас-сич. драматургии: "Чонгор и Тюнде" Верешмарти" "Трагедия человека" Мадача, пьес Софокла, Шекспира, Мольера, Ибсена. Под руководством Паулаи раскрылось дарование венг. трагедийной актрисы М. Ясаи. После смерти Паулаи Нац. т-р оказался в руках дельцов-предпринимателей и утерял ведущую роль в театр. жизни страны. После 1-й мировой войны деятельность реж. и директора т-ра Ш. Хевеши, творчество актеров И. Маркуш, Г. Байор и др. способствовали возрождению нац. театр. традиций. Новый расцвет Нац. т-ра начался после освобождения Венгрии (1945); к руководству пришли актер и реж. Т. Майор, реж. Э. Геллерт, сплотившие одаренный коллектив актеров. Нац. т-р осуществил пост. мировой и нац. драматургии. Среди наиболее значит, спектаклей 50-х гг.: "Бапк-бан"; "Доходное место", "Женитьба Фигаро" (оба в 1950), "Отелло" (1954), "Ричард III" (1955); "Кровавая свадьба" Гарсиа Лорки (1957), "Перевыборы" Э. Надя (1957), "Дымное небо" И. Дарваша (1959). В труппе т-ра (1960): Э. Шомоди, М. Ольти, М. Лукач, Ф. Бешшеньеи, Л. Башти, 3. Варконьи и др. , , А.Гер.