О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ва Вб Вв Вг Вд Ве Вж Вз Ви Вй Вк Вл Вм Вн Во Вп Вр Вс Вт Ву Вф Вх Вц Вч Вш Вщ Въ Вы Вь Вэ Вю Вя
 

ВЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОПЕРА

ВЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОПЕРА (Wiener Staatsoper) (до 1918-Венская придворная опера)-крупнейший музыкальный театр Австрии. Зарождение т-ра относится к сер. 17 в., когда при дворе австр. императора состоялись первые оперные представления итал. труппы. Со 2-й пол. 17 в. придворные оперные спектакли, исполнявшиеся австр. Королевской капеллой, становятся регулярными: ежегодно ставилось по 10-12 новых опер, гл. обр. композиторов венецианской и неаполитанской школ. Постановки отличались большой помпезностью и роскошью (до 1700 пост. ок. 400 опер). В 1697 было начато строительство спец. здания для т-ра (уничтоженное затем пожаром). Спектакли проходили сначала в венском "Бургтеатре", а затем в специально построенном для оперных спектаклей "Кернтнертортеатре". В нач. 18 в. в австр. обществе начинается движение против расточительности пышных постановок, против засилия итал. опер, за утверждение нац. оперного стиля. Развивается деятельность австр. композиторов И. Фукса, И. Зеленки и др. Расцвет деятельности т-ра, наступивший во 2-й пол. 18 в., связан с оперной реформой Глюка и пост. опер Моцарта. С нач. 19 в. т-р ставит лучшие оперы нем., австр. и итал., позднее франц. композиторов. 25 мая 1869 в центре Вены на "Ринге" было открыто новое здание Придворной оперы, построенное по проекту архитекторов Э. ван дер Нюлля и А. Зиккард фон Зиккардсбурга и считавшееся долгое время одним из лучших театр. зданий в мире. Однако, несмотря на наличие ряда выдающихся исполнителей, высокий уровень хора и оркестра, т-р в сер. 19 в. приходит в упадок. Нек-рое оживление наступает с 1880, когда директором и гл. дирижером становится Г. Рихтер. В 1897-1907 т-р переживает период расцвета. В эти годы т-р возглавлял Г. Малер. При нем был осуществлен ряд выдающихся постановок опер Моцарта, Вагнера, Вебера, Бетховена и др. нем. классиков, а также (впервые в Вене) опер Чайковского ("Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Иоланта"), опер К. Дебюсси, Р. Штрауса и др. композиторов. Вместе с Малером в т-ре работали дирижер Б. Вальтер, художник А. Роллер и крупнейшие европ. певцы. Резко повысился исполнительский уровень оркестра и хора. Однако вследствие придворных интриг Малер в 1907 вынужден был покинуть т-р. В последующие годы деятельность т-ра находилась в зависимости от политики австр. монархии, вкусов придворно-аристократич. кругов. Из репертуара изгоняются оперы рус. и франц. композиторов, их место занимают посредственные сочинения совр. австр. авторов. После образования Австрийской республики (1918) т-р получает наименование Государственного. В 20-30-е гг. в т-ре выступают дирижеры К. Краус, И. Ерипс, Р. Штраус, Б. Вальтер, Э. Сенкар, В. Фуртвенглер, В. де Сабата, а также мн. выдающиеся вокалисты Европы. Ставятся оперы "Идоменей" Моцарта, "Дон Карлос" и "Макбет" Верди, оперы совр. композиторов - Р. Штрауса, М. Равеля, М. де Фальи. Вместе с тем в эти годы т-р становится центром модернистских направлений в опере, здесь ставятся и малозначительные формалистич. сочинения. Значит. перелом в развитии т-ра наступает в 1936, когда гл. дирижером становится Б. Вальтер. Среди пост. этого периода-"Кармен" Визе, "Далибор" Сметаны, соч. совр. композиторов. В 1938 (после гитлеровской оккупации Австрии) руководство т-ра было сменено. В течение последующих лет В. г. о. занимала положение второстепенного провинциального т-ра. В связи с эмиграцией и репрессиями в отношении ряда артистов исполнительский уровень значительно снизился. 6 марта 1945 здание т-ра было разрушено американской бомбой. Сразу же после освобождения Австрии (1945) труппа В. г. о. возобновила свою работу. Были осуществлены пост., к-рыми руководили крупнейшие дирижеры - И. Крипс, О. Клемперер, К. Краус и др. Ставились оперы Моцарта." Бетховена, Россини, Р. Штрауса. В течение десяти лет, пока восстанавливалось здание, т-р давал спектакли в помещениях т-ров "АН дер Вин", "Фольксопер", а также (с 1947) регулярно гастролировал за рубежом (Франция, Англия, Бельгия, Италия и др. страны). В ноябре 1955 премьерами опер "Дон Жуан" Моцарта, "Кавалер роз" Р. Штрауса и "Воццек" А. Берга было торжественно открыто восстановленное здание В. г. о. Среди крупнейших спектаклей конца 50-х гг.: "Юлий Цезарь" Генделя, "Так поступают все", "Женитьба Фигаро" Моцарта, "Кавалер роз", "Саломея", "Ариадна на Наксосе" Р. Штрауса, "Бал-маскарад" Верди, "Золото Рейна" Вагнера, "Ревизор" Эгка, "Художник Матисс" Хиндемита, "Проданная невеста" Сметаны, "Золушка" Россини и др. В В. г. о. работали мн. лучшие вокалисты Австрии и др. стран: А. и X. Конечны, Л. Велич, М. Чеботари, И. Зефрид, С. Юри-нац, Э. Шварцкопф, М. Роос, Р. Андей, М. Лоренц, Г. Трептов, К. Фридрих, А. Дермота, Ю. Патцак, В. Людвиг, П. Клейн, Г. Хоттер, П. Шефлер, Э. Кунц, А. Ергер, Л. Вебер, X. Альсен, А. Поель и др. Гл. дирижер В. г. о. (1959) - Г. Карали, ведущий реж.-Г. Реннерт. Здесь часто выступают дирижеры Г. Селл, И. Кейльберт, Д. Митропулос и др. Лит.: W a 11 a s с h e k R., Geschichte der Wiener Hofoper, W., 1907-1909; Specht R., Das Wiener Operntheater von Dingelstedt bis Schalk und Strauss, W., 1919. Л. М.