О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ва Вб Вв Вг Вд Ве Вж Вз Ви Вй Вк Вл Вм Вн Во Вп Вр Вс Вт Ву Вф Вх Вц Вч Вш Вщ Въ Вы Вь Вэ Вю Вя
 

ВЕРТЕП

ВЕРТЕП - украинский кукольный народный театр. Распространен в 18-19 вв. Близок русскому Петрушке и белорусской батлейке, пользовался большой любовью народа. В. представлял собой деревянный ящик в виде небольшого домика около двух метров высоты и около метра ширины. Ящик ("скрынька") состоял из двух ярусов, в полу к-рых имелись прорезы. Куклы прикреплялись к проволоке, заканчивающейся деревяшкой. Вертепщик, стоявший за ящиком, приводил в движение куклы, водя их по прорезам, п говорил текст, изменяя голос соответственно характеру каждого персонажа. Спектакль шел на русско-украинском языке, сопровождался музыкой, основанной на нар. мотивах. Представление разделялось на две части: 1) каноническая, или религиозная, на тему рождения Христа (т. н. рождественская драма) разыгрывалась в верхнем ярусе; 2) светская, или народно-бытовая,- в нижнем ярусе. Наибольший интерес представляет вторая часть. Она состояла из ряда интермедий, не связанных между собой сюжетной линией, бытовых комических сценок, полных сочного юмора и злой сатиры, насыщенных народными сатирическими рассказами,пословицами, анекдотами, танцами. Перед зрителем проходила галерея ярких типов различных слоев общества (крестьяне, гусар, купец, шляхтич, солдат, шинкарка, униатский священник, нищий и др.). Центральной фигурой Вертеп 18 в. (т. н. Галагановский вертеп) села Сокириницы. представления был Запорожец, как бы воплощающий образ свободолюбивого украинского народа. Поэтому, несмотря на наличие религиозной части, В. вызывал недовольство правящих классов (в частности духовенства), требовавших его запрещения. Известно неск. редакций укр. вертепной драмы: Сокиринский (Галагановский, 1771), Волынский (1788-91), Купянский (1823), Славутинский (1897), Батуринский и Хорольский (конец 19 в.). Схема сюжета вертепного представления в целом оставалась неизменной. Интермедийная же его часть пополнялась новыми сценками, расширяясь (в ряде известных вертепных текстов) за счет сокращения канонической части; язык очищался от евангельских изречений; все реже и реже употреблялось церковное песнопение. В дошедшем до нас Купянском В. (найденном и записанном на пленку советским исследователем Н. К. Йосипенко в 1936) канонич. часть сведена до минимума, усилен сатирический элемент. Общий вид вертепной "скрыньки", одежда кукол, язык представления, значительно очищенный от влияния церковной литературы, подчеркивают народный характер В. Вертепное представление с его сочными народно-бытовыми сценками подготовило совместно с другими видами народной драмы почву для появления жанра украинской комедии. В конце 19 в. В. на Украине начал исчезать. Это было обусловлено ростом культуры, отмиранием нек-рых религиозных обрядов, праздников, во время к-рых существовала традиция хождения с В., а также ослаблением цензуры, ограничивавшей украинские спектакли, и появлением профессионального театра. Интермедийная часть вертепного представления, связанная с народными источниками, видоизменялась, приобретая иные формы. Традиции В. сохраняются в современном кукольном театре. В 1924-25 существовал т. н. Межигорский В., дававший представления на современные темы. Среди разных видов кукольного театра известен и "живой вертеп", в к-ром куклы заменены живыми исполнителями. Так, в Западной Украине (например, Хустовский район) и сейчас даются представления "живого вертепа". Лит.: Кис?ль О., Укранський вертеп, Кив, 1918; Марковський ., Укранський вертеп, Кив, 1929; Франко в., До ?стор? укранського вертепу XVIII ст., в кн.: Зб?рник наукового товариства ?м. Т. Шевченка, 1906, т. XXI, XXII, XXIII; Йосипенко М., Народний ляльковий театр "Вертеп", "Театр", Кив, 1937, .ј1; е г о ж е. До ?стори? народного лялькового театру, "Театр", Кив, 1938, ј 5. Р. Б.