ВИГАНО
ВИГАНО (Vigano), Сальваторе (25. III. 1769, Неаполь,-18. Vili. 1821, Милан)-итальянский артист балета, балетмейстер и педагог. Сын танцовщика и балетмейстера О. Вигано. В 1783 дебютировал в Риме, в женской партии. В 1791 был приглашен в венецианский т-р "Сан-Самуэле", где пост. балет "Рауль". В 1793-94 и 1799-1804 работал в Вене; в 1795-98 - в Праге, Дрездене, Берлине, Гамбурге. Ставил спектакли в т-рах Венеции, Лондона и др. В 1812- 1821 - балетмейстер миланского т-ра "Ла Скала". В. был выдающимся балетмейстером. Его балеты были близки к драм. пантомимам и оказывали сильное эмоциональное воздействие на зрителя. В. стремился к осмысленности, выразительности танца, основывал танц. композицию на драм. развитии действия, отказался от вставных дивертисментов, не связанных с действием танцевальных номеров. В массовых пантомимных сценах, поставленных В., каждый танцовщик имел свою актерскую задачу и индивидуальный танец. В. был широко образованным человеком, талантливым музыкантом; для своих балетов он использовал музыку совр. ему композиторов (Гайдна, Моцарта, Россини, Спонтини и др.), аранжируя ее, часто сам писал музыкальное сопровождение. В 1801 Бетховен сочинил для В. музыку балета "Творения Прометея", к-рый был пост. в том же году в Вене (В. исполнял роль Оживленной статуи) и возобновлен в 1913 в Милане. Наиболее известные балеты В.: "Стрельцы" (1809), "Дедал" (1813), "Отелло" (1818), "Весталка" (1818), "Титаны" (1819) и др. (на сборную музыку, аранжированную В.). Творчество В. высоко ценил Стендаль, считая его балетмейстером с "воображением шекспировского размаха". Лит.: Л e вине он А., Мастера балета, П., 1914; Х у-д e к о в С. Н., История танцев, ч. 3, П., 1915; Стендаль [Анри Бейль], Рим, Неаполь и Флоренция. Путевые записки, Собр. соч., т. XI, пер." вступ. ст. и прим. Б.М. Энгель-гардта. Л., 1936; Beaumont Gr.W., Complete book of ballets..., L., 1956, p. 28; Ritorni C., Commentarii della vita e delle opere coreodrammatiche di Salvatore Vigano, Mil., 1838. Ham. P.