ВНОУЧЕК
ВНОУЧЕК (Vnoucek), Франтишек (р. 27.VII. 1903)- чехословацкий актер. Засл. арт. Чехословацкой Социалистической Республики (1954). Сценич. деятельность начал в 1924 в Нар. т-ре в Праге. Работал в т-рах Оломоуца, Братиславы и др. После освобождения Чехословакии (1945) В. вступил в труппу т-ра "Д-34". В.-актер яркой характерности, острого внешнего рисунка роли. Среди ролей В.: Мэчиз ("Опера нищих" Гея, Брехта, Буриана), Сатин ("На дне"), Коновалов ("Гостиница "Астория"" Штейна). Создал сценический образ В.И.Ленина ("Человек с ружьем"). Л.Сол. ВОАН-УЙЛЬЯМС (Vaughan Williams), Ралф(12.Х. 1872, Даун-Ампни, Глостершир,- 26. Vlil. 1958, Лондон) - английский композитор и музыкально-общественный деятель. В 1895 окончил Кембриджский ун-т, занимался музыкой у А. Грея (орган) и Ч. Вуда (композиция) в ун-те и в Королевском муз. колледже в Лондоне под рук. Ч. Пэрри и Ч. Стан-форда (композиция) и В. Лэр-ретта (орган). Совершенствовался по композиции в Нем. академии искусств в Берлине у М. Бруха (после 1896) и у М. Равеля в Париже (ок. 1909). Творческую деятельность начал в конце 1895. С 1904 В.-У. активно изучает англ. муз. фольклор и вскоре выдвигается как один из наиболее ярких представителей нац. направления в англ. музыке. В творчестве В.-У.важное место занимают сценич. произв. В его пяти операх и четырех балетах, написанных на нац. литературные сюжеты, проявлялась тесная связь с нар. традициями. Первая опера В.-У. "Хью-гуртовщик" (1924, Королевский т-р, Лондон) показывает жизнь англ. деревни начала 19 в. Это соч. носит название "романтическая балладная опера"; оно близко к этому жанру реалистич. тенденциями и песенным характером большинства эпизодов. Опера "Уходящие в море" (1937, Королевский муз. колледж, Лондон) на текст трагедии Д. Синга представляет собой психологич. муз. драму. Наиболее значительная опера В.-У .-"Влюбленный сэр Джон" (1929, там же)- муз. комедия на сюжет "Виндзорских проказниц" Шекспира, опирающаяся на англ. муз. фольклор 16 в. Аналогичный характер носит и опера В.-У. "Путешествие пилигрима" (1951, т-р "Ковент-Гарден", Лондон) на сюжет аллегории Беньяна (17 в.). Опера "Отравленный поцелуй" (1937, Кембридж) написана в клас-сич. традициях комич. оперы с разговорными сценами. Крупнейшее сценич. произв. В.-У.- балет "Иов" (1931, "Кембридж-театр", Лондон), написанный по иллюстрациям к "Книге Иова" англ. поэта, философа и художника У. Блейка, по стилю близок к жанру масок. В.-У. создал балеты, в к-рых возродил в совр. интерпретации танцы, бытовавшие в Англии в 17 в. (сарабанда, менуэт, павана, гальярда). Среди балетов В.-У.-"Старый король Коул" (1923, Кембридж), "Рождественская ночь" по Диккенсу (1926, т-р "Сити-опера", Чикаго), телевизионный балет "Свадебный пир" по "Эпиталаме" Спенсера, музыка к пьесе "Осы" Аристофана (1909, Кембридж) и др. соч. Большинство сценич. произв. В.-У. было написано для англ. любительских т-ров, что определялось стремлением композитора сблизиться с широкой нар. аудиторией; для экспериментального лондонского студенческого т-ра В.-У. написал оперу "Влюбленный сэр Джон", для кружка нар. танцев - балет "Старый король Коул" и т. д. Творчество В.-У. сыграло большую роль в развитии англ. нац. муз. культуры 19 в., в обращении муз. т-ра к нац. реалистич. традициям. Автор мн. симф., камерных, хоровых и др. соч., В.-У. был активным муз.-обществ, деятелем, педагогом Королевского муз. колледжа, одним из руководителей Англ. об-ва нар. песни и танца. Автор работ о музыке. Лит. соч.: National music, Oxf., 1935. Лит.: К о н е н В., Ральф Воан Уильяме, М., 1958; F o s s Н., Ralph Vaughan Williams: a study, L., 1950; Н о w e s F., The music of Ralph Vaughan Williams, Oxf., 1954; Young P. М., Vaughan Williams, L., 1953. Л. M.