ВОДЕВИЛЬ
ВОДЕВИЛЬ (франц. vaudeville) - жанр легкой комедийной пьесы, в к-рой диалог и драматич. действие, построенное на занимательной интриге, на анекдотич. сюжете, сочетаются с музыкой, песенкой-куплетом, танцем. Название "В." происходит от долины реки Вир в Нормандии (Vau de Vire), где жил в 15 в. народный поэт-песенник О. Баслен. В. возник во Франции. Сначала "водевилями" паз. куплеты-песенки с повторяющимся припевом, к-рые вводили в пьесы ярмарочных т-ров еще в 1-й пол. 18 в. Лесаж, Фюзелье, Дорневаль и др. В. как театр. жанр сложился в годы франц. бурж.революции (1789-94). Успех забавных маленьких пьес, воспринявших синтетичность ярмарочного т-ра, позволил драматургам П. А. О. Пиису и П. И. Барре открыть в Париже специальный т-р "Водевиль" (1792); вслед за тем появились и др. водевильные т-ры - "Т-р Трубадуров", "Т-р Монтансье" и т. д. Вскоре В. проникает и в др. т-ры, сопровождая представление серьезных пьес. Самый ранний В. содержанием, персонажами, балаганной буффонадой связан с пантомимой и ярмарочными парадами ("Арлекин - расклейщик афиш", 1792, "Арлекин - портной", 1793, и Др.). В период якобинской диктатуры В. быстро насыщается политич. содержанием. Легкость и гибкость этого жанра, возможность за 1-2 дня написать и поставить маленькую пьесу, в к-рой куплеты обычно исполнялись на знакомые, популярные мотивы, позволили деятелям т-ра немедленно откликаться на злобу дня, сатирически высмеивать врагов революции, воспевать рожденные революцией обычаи или победу революц. войск ("По возвращении", "Еще один кюре" Роде и Дефонтена, 1793, и др.). После революции В. теряет патриотич. пафос и революц. сатиру. Острота и злободневность революц. В. подменяются дешевой сенсацией, действие подчиняется забавной игре случайностей, созданных авторской фантазией. Постоянные комич. персонажи французских В. нач. 19 в.- Жокрис и Каде-Руссель, потешавшие зрителя фарсовыми трюками и наивной дурашливостью. Наиболее популярным мастером развлекательного В. был во Франции Э. Скриб, написавший самостоятельно или в соавторстве с др. писателями св. 150 В. ("Ночь в казармах Национальной гвардии", 1815, "Новый Пурсоньяк", 1817, "Медведь и паша", 1820, "Секретарь и Повар", 1821, "Шарлатанство", 1825, "Мания мест, или Безумие века", 1828, "До, во время и после", 1828, "Мальвина, или Брак по склонности", 1828, "Бюджет молодых супругов", 1828, "Лясабонский лютник", 1831, и т. д.). Все эти В. прославляют бурж. предприимчивость, семейные добродетели, бурж. нравы, быт. Однако водевили Скриба пользовались популярностью не только у бурж., но п у демократич. зрителя Франции, к-рого привлекала патриотич. направленность нек-рых из них, наличие злободневных намеков, остроумных шуток и задорных куплетов. "Страсть к шутке, к веселости, к каламбуру составляет один из существенных и прекрасных элементов французского характера,- ей отвечает на сцене водевиль",- писал А. И. Герцен. Многочисл. современники и преемники Э. Скриба наводнили своими В. сцены европ. т-ров. Среди них: Мельвиль (1787- 1865), Н.Бразье (1783-1838), Ж. Ф. А. Баяр (1796- 1853), Ф. Ф. Дюмануар (1806-65), крупнейший водевилист Франции середины 19 в. - Э. Лабиш и др. Французский В. дал толчок развитию В. во мн. странах и оказал влияние на европ. комедию 19 в. Заметное влияние франц. В. оказал на драматургич. творчество А. Фредро (Польша), Г. Фреитага (Германия), И. Л. Хейберга (Дания). С В. в значительной степени связано и развитие комедийного актерского иск-ва 19 в. В. сыграл большую роль в борьбе против обветшавших традиций классицизма. Игра актеров в В. должна была отличаться естественностью, непосредственностью, импровизационной легкостью диалога, острой наблюдательностью, чувством юмора, умением подметить забавный характерный штрих, найти живое общение со зрителем. Блестящие мастера внешнего перевоплощения, актеры В. овладели иск-вом трансформации, играя по нескольку ролей в .одной небольшой пьеске. Франц. актеры В. Дежазе, Ш. Г. Потье, П. Т. Левассор, Э. Арнадь (1794-1872) и др.-подлинные преемники синтетич. иск-ва демократич. т-ра 18 в., блестящие исполнители В.- внесли свой вклад и в развитие песенной нац. культуры (напр., В. Дежазе считалась лучшей исполнительницей песен Беранже). Но, развивая реалистич. тенденции актерского иск-ва, В. в то же время идейно ограничивал актеров, лишал их возможности создавать остро сатирпч. образы и типич. характеры, глубоко проникать во внутр. мир героев. Это нередко приводило к усилению в актерском творчестве внешней виртуозности за счет внутренней правды. Во 2-й пол. 19 в. В. вытесняется опереттой. В России В. появился в первые десятилетия 19 в. как жанр, возникший на основе комической оперы 18 в. От русской комич. оперы В. заимствовал национально-русские историч. и совр. сюжеты, музыка его была основана на рус. народно-песенном творчестве (композиторы К. А. Кавос, А. Н. Верстовский, А. А. Алябьев). Это характеризует уже творчество А. А. Шаховского, хотя его первые В. окрашены в реакцион-но-монархич., псевдонародные тона ("Казак-стихотворец", 1812, "Ломоносов", 1814, "Крестьяне, или Встреча незваных", 1814, и др.). Одним из первых рус. авторов В. был Грибоедов ("Своя семья, или Замужняя невеста", в соавторстве с Шаховским и Н. И.Хмельницким, 1817; "Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом", в соавторстве с П. А. Вяземским, 1823), придавший В. лит.-полемич. направленность. Водевили Грибоедова высмеивали пережитки классицизма, псевдонародность, наивную "руссификацию". К этому направлению близок и Н. И. Хмельницкий ("Бабушкины попугаи", 1819, "Суженого конем не объедешь, или Нет худа без добра", 1820, "Актеры между собой, или Дебют актрисы Троепольской", 1820, и др.). При всей идейной легковесности водевилей Хмельницкого современники (в т. ч. Грибоедов, Пушкин) любили его веселые, изящные пьески с остроумными, блестяще написанными куплетами, не лишенными по-лемич. задора. Ранний русский В. связан также с именем А. И. Писарева. Он вносил в свои В. ("Учитель и ученик, или В чужом пиру похмелье", 1824, "Три десятки", 1825, "Хлопотун, или Дело мастера боится", 1825, и др.) обличительный оттенок; бойкие, запоминающиеся куплеты, остроумные каламбуры, задорные шутки Писарева откликались на совр. ему лит. полемику, высмеивали пороки светского общества. После подавления восстания декабристов (1825), при поддержке правительства получили распространение развлекательные, пустые, пошлые В., отвлекающие умы от общественно-политич. вопросов. Обилие таких В., вытесняющих серьезный репертуар, вызвало резко отрицательные отзывы Гоголя, Белинского об этом жанре. Сближение русского т-ра с передовой общественной мыслью не могло не оказать воздействия и на развитие В. Лучшие водевили Ф. А. Кони, Д. Т. Ленского, В. А. Сологуба, П. А. Каратыгина, П. С. Федорова (1800-79), П. И. Григорьева 1-го (1806-71), И. Е. Чернышева (1833-63) и др. переносят на сцену рус. быт, рус. характеры. Типичен для этого периода водевиль Ленского "Лев Гурыч Синичкин" (1840). Взяв основную фабулу из франц. В. "Отец дебютантки". Ленский создал самостоятельную пьесу из жизни рус. провинц. т-ра, показав его коммерч. дух, закулисные интриги и в то же время горячую любовь к иск-ву простых тружеников сцены. Жизненность, юмор и человечность этого В. обеспечили ему прочный успех и сохранили в репертуаре т-ров до наших дней (1924, Т-р им. Вахтангова, в гл. роли- Щукин; 1945, Ленингр. т-р Комедии и др.). Многие из водевилей 30-40-х гг. 19 в. сатирически обличают уродливые стороны действительности, делая объектами сатиры помещиков, купцов, чиновников, дворян-меценатов, продажных реакционных журналистов. Так, напр., в водевиле Кони "Петербургские квартиры" (1840) осмеивается Ф. Булгарин. Белинский писал, что в таких В., как "Лев Гурыч Синичкин" или "Петербургские квартиры", "зритель видит знакомое себе, совершенно понятное". В 40-е гг. в В. появляется демо-кратич. герой - "маленький человек", вызывающий не смех, а сочувствие. Такие В., как "Дочь русского актера" Григорьева 1-го (1844), "Жених из долгового отделения" Чернышева (1858) и особенно "Актер" (1841), "Петербургский ростовщик" (1844) и др. молодого Н. А. Некрасова (псевд.- Перепельский), сближаются с реалистич. бытовой комедией нравов, все больше теряя жанровые черты В. В 50-е гг. В. постепенно начинает вытесняться с рус. сцены благодаря могучему развитию реалистич. драмы, ставящей большие обществ, вопросы. В 60-е гг. шумный успех оперетты у бурж. зрителя окончательно оттесняет В. Сценич. своеобразие русского В. заключалось прежде всего в том, что его исполняли не только блестящие комедийно-водевильные актеры, для к-рых этот жанр был основой репертуара,- Н. О. Дюр, В. Н. Асенкова, Н. В. Самойлова, В. И. Живокини и др., но и мн. крупнейшие актеры рус. т-ра, основоположники сценич. реализма - М. С. Щепкин, И. И. Сосницкий, А. Е. Мартынов, а позднее - К. А. Варламов, В. Н. Давыдов и др. Наряду с заразительной веселостью, блеском, легкостью, изяществом они внесли в исполнительскую культуру В. психологич. тонкость, остроту обществ, сатиры. Нек-рые из водевильных ролей Щепкина ("Матрос" Соважа и Делурье, 1835, "Жакар, или Жакардов станок" Фурнье, 1858) воспринимались как воплощение гуманистич. и демо-кратич. устремлений рус. т-ра. Глубоким сочувствием к простому человеку, а порой и сатиричностью были окрашены водевильные образы, созданные Мартыновым (Лисичкин - "Дочь русского актера" и Андрей Степанович Бука - о. п. Григорьева 1-го, Ладыжкин - "Жених из долгового отделениям Чернышева, Мор-дашов -"Аз и Ферт" Федорова, Лев Гурыч Синичкин- о. п. Ленского, и др.). Во 2-й половине 19 в. В. почти полностью вытесняется из репертуара рус. т-ра др. жанрами. Особняком стоят 10 одноактных пьес Чехова ("Медведь", "Предложение", "Юбилей", "Свадьба", "Лекция о вреде табака", "Ночь перед судом" и др.), в большей или меньшей степени развивающие традиции рус. В. Отказавшись от традиционного куплета, Чехов сохранил типично водевильное построение сюжета (парадоксальность, стремительность действия, неожиданность развязки). Вместе с тем Чехов необычайно обогатил характеры водевильных героев ("каждая рожа должна быть характером и говорить своим языком" - Полн. собр. соч., т. 13, 1948, с. 391), он вывел В. из узких жанровых рамок, открыл для него новые возможности более широкого и глубокого охвата жизненных явлений. Водевили Чехова широко вошли в репертуар сов. т-ра. Смелый опыт истолкования чеховской "Свадьбы" как острой социальной сатиры был предпринят Е. Б. Вахтанговым в 3-й студии МХТ (1920). В. ставятся в т-рах республик, а также особенно много в художеств. самодеятельности. Получили они распространение и за рубежом - в КНР, Польше, Швеции и др. странах. Рус. В. способствовал росту реалистич. мастерства рус. актеров. Именно такой В. высоко оценивал Станиславский, говоря - "...это трудный жанр: жизненное правдоподобие, искренность чувств, подчас сатира и злободневность, изящество и поэтичность, музыкальность и ритмичность. . . Это чудесная школа для молодого актера" (Горчаков Н., Режиссерские уроки К. С. Станиславского, М., "Искусство", 2-е изд., 1951, с. 259). Е. Ф. Плодотворно развивается жанр В. и в сов. т-ре. Сов. В. при всей своей комедийной легкости касается многих острых проблем современности и в первую очередь проблем новой, социалистической морали и борьбы с бурж. пережитками в сознании людей; авторы сов. В., отказываясь от схем, специфически водевильных амплуа, стремятся к созданию легко, но четко очерченных характеров. Первые опыты в создании сов. В. относятся к нач. 20-х гг. ("Землетрясение" П. Романова). Многими чертами В. отмечены пьесы А. М. Файко, поднимающие большие социальные проблемы - развенчания буржуазного гуманизма ("Учитель Бубус", 1925, Т-р Мейерхольда) и крушения бурж. индивидуализма ("Евграф, искатель приключений", 1926, МХАТ 2-й). В 20-е гг. проявил себя как мастер сов. В. драматург В. В. Шкваркин, остроумно высмеявший нэпманов в В. "Вредный элемент" (1927, Студия Малого т-ра) и глупую мещанско-обыватель-скую "романтику" бывших купцов, чиновников, барышень-бездельниц и пр. в В. "Шулер" (1929, там же). В жанре сатирического В. написана также пьеса И. Ильфа и Е. Петрова "Сильное чувство" (1934, Моск. т-р Сатиры). Значит, роль в развитии сов. В. сыграла пьеса "Квадратура круга" Катаева, с теплым юмором рисующая жизнь и быт вузовцев первого послеоктябрьского десятилетия (1928, МХАТ). В этом В. специфические средства водевильной выразительности впервые были использованы не только для осмеяния уходящего прошлого, но и для показа нек-рых смешных черт в новом быте сов. молодежи. Недостатком этой пьесы были нек-рая искусственность и нарочитая комедийность в построении водевильного сюжета. Преодолеть этот недостаток, вообще свойственный большинству ранних сов. В., удалось Шкваркину в его комедии (а по существу - В.) "Чужой ребенок", посвященной борьбе нового со старым в сознании советских людей. Поставленный впервые в 1933 (Моск. т-р Сатиры) "Чужой ребенок" обошел почти все т-ры страны. Этому способствовала не только живость и занимательность действия пьесы, но прежде всего четкость в обрисовке характеров и умение автора найти жизненно убедительную и в то же время специфически водевильную сюжетную коллизию. Значит, известность получил также водевиль "День отдыха" Катаева (Моск. т-р Сатиры, 1946) о "маленьком" советском служащем, настойчиво пробивающемся для выполнения порученного ему задания сквозь многие бюрократические рогатки и помехи. В конце 40-х и в 50-е гг. появляется ряд новых В.: "Факир на час" (1945, Моск. т-р Сатиры), "Где эта улица, где этот дом" (1953, там же), "Свадебное путешествие" (1954, там же), текст Дыховичного, стихи Слободского, "Вас вызывает Таймыр" Исаева и Галича (1948, там же), "Солнечный дом" Симукова (первоначальное назв."Капитан в отставке", 1949, Моск. т-р драмы и комедии), "В сиреневом саду" Солодаря (1954, там же). Советский т-р воспитал кадры режиссеров, превосходно чувствующих специфику В. (Р. Н. Симонов, Н. П. Акимов, Н. М. Горчаков, Ф. Н. Каверин и др.), актеров, в совершенстве овладевших иск-вом исполнения В. (В. Я. Хенкин, П. Н. Поль, В. А. Лепко, Ф. Н. Курихин, Д. Л. Кара-Дмитриев, Б. М. Тенин, Е. Я. Милютина, Н. А. Нурм, Н. И. Слонова, А. Д. Вениаминов, П. М. Суханов, С. Н. Филиппов, С. А. Мартинсон и Др.). Лит.: Старый русский водевиль. 1819-1849 [сб.], М., 1937; Русский водевиль. Сост., автор вступ. статьи и прим. В. В. Успенский, Л.-М., 1959. А. Шн.