О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ва Вб Вв Вг Вд Ве Вж Вз Ви Вй Вк Вл Вм Вн Во Вп Вр Вс Вт Ву Вф Вх Вц Вч Вш Вщ Въ Вы Вь Вэ Вю Вя
 

ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО (пение)- исполнение музыки голосом; искусство передавать выразительными средствами певческого волоса идейно-образное содержание музыкального произведения. Пение может быть со словами или без слов (Вокализация). В В. и. при помощи выразит, средств музыки раскрывается логич. и эмоциональное содержание поэтич. образа. Истоки В. и. восходят к нар. песенному творчеству. В характере В. и. различных народов получают отражение интонационные, ладовые и ритмич. особенности нар. музыки. На формирование специфич. черт нац. певческого иск-ва оказывает влияние фоне-тнч. состав языка, непосредственно воздействующий на певческое звукообразование. Профессиональное В. и. возникло в глубокой древности. Оно было известно в странах Др. Востока, античного мира. Со времен средневековья носителями профессионального нар. В. и. являлись странствующие музыканты (в России и на Украине - скоморохи, лирники, бандуристы; в странах Зап. Европы - барды, скальды, трубадуры, миннезингеры; на Кавказе - ашуги, гусаны и др.). Иск-во нар. певцов, к-рые часто были и творцами песен, основывалось на определенных правилах устной традиции. Своим исполнением они придавали песне индивидуальную окраску, обогащали, шлифовали ее. Формирование нац. вокальных школ, связанное с развитием оперного иск-ва, опиралось на достижения нар. певческого творчества, эстетич. принципы, теоретич. обобщения отдельных певцов, композиторов, ученых, основывалось на общем процессе развития нац. культур. Известное значение для развития В. и. имело и культовое пение (первые проф. певческие школы были организованы при монастырях, крупных гор. церквах). В эпоху Возрождения в связи с подъемом светской культуры возникают новые, более сложные и развитые жанры вокальной и вокально-инструмент. музыки (опера, кантата, камерная песня, позднее - романс и др.). Это обусловило интенсивное развитие проф. певческого иск-ва. В конце 17 в. выдвинулась неаполитанская оперная школа во главе с А. Скар-латти. Выдающееся значение для развития В. и. в 18 в. имело творчество X. Глюка и В. Моцарта. В последней четверти 18 в. формируется национально-самобытный демократический муз. т-р в России. В 19 в. В. и. развивалось под знаком утверждения реализма и нац. самобытности оперных школ. Существуют следующие виды В. и.: сольное (одноголосное), ансамблевое (на два голоса - дуэт, на три - трио, на четыре - квартет и т. д.) и хоровое (с инструмент, сопровождением или без него - "а капелла"). В. и. различается также по жанрам. Главные из них: оперное пение, применяющееся в театр. представлениях, связано с драматич. действием; оно охватывает обычно все виды В. и. (пение соло, ансамбли, хор), и камерное В. и., включающее гл. обр. исполнение романсов и песенной лирики, рассчитанной на певца-солиста или небольшие ансамбли (без сопровождения или с сопровождением одного или нескольких инструментов). Различают три основных способа пения или три вокальных стиля: певучий стиль, где господствует широкая, плавная напевность - кантилена; декламационный, приближающийся к строению и интонациям речи (муз. декламация, речитатив), и колоратурный, в к-ром в той или иной мере утрачивается прямая связь с текстом и пение приближается по своему характеру к игре на муз. инструменте. Певучий стиль основан на выразит, пластичном и стройном воспроизведении напевной мелодии. Интонационные изгибы, ритм, движение мелодии в единстве с поэтич. текстом служат средством передачи цельного муз. образа. В певучем стиле написаны мн. оперные арии (напр., ария Джильды из 3-го действия оперы "Риголетто", ария Антониды "Не о том скорблю, подруженьки" из 1-го действия оперы "Иван Сусанин"). Дек'ламац ионный стиль тяготеет больше к воспроизведению эмоционально-смысловых модуляций речи и часто приближается к последней. Вокальная декламация основывается обычно на сравнительно коротких муз. фразах, напоминающих собой интонационный строй и склад обыденной речи или патетич. театральную декламацию. "В декламационном стиле (гл. обр. в ариозном, т. e. распевно-декламационном) пишутся часто большие сцены и монологи в операх (монолог Бориса Годунова в од-ноим. опере), иногда целые оперы ("Каменный гость" Даргомыжского, "Фальстаф" Верди и Др.). Колоратурный стиль характерен обилием мелизмов, пассажей, трелей и др. Его отличит. чертой являются различного рода мелодич. украшения. В определенные историч. эпохи в Европе, начиная с 3-4 вв. (орнаментированные христианские гимны, расцвеченные кантилены 10-11 вв., песни трубадуров и труверов) вплоть до конца 18 - нач. 19 вв. (пение кастратов), колоратурный стиль занимал доминирующее место в В. и. В опере под воздействием реа-листич. тенденций колоратурный стиль пения значительно отгесняется стилем певучим и декламационным и в то же время становится часто средством создания вокального сценич. образа. Колоратурное пение присуще обычно легким, чаще всего высоким голосам. Способность к пению этого рода нередко встречается и у более низких голосов (в старой итал. школе колоратура вырабатывалась у всех голосов). Как вокальный оперный стиль колоратурное В. и. впервые достигло высокого развития в Италии. Глубокую выразительность колоратурный стиль В. п. приобрел в творчестве рус. оперных композиторов (Глинка, Римский-Корсаков) и певиц (А. В. Нежданова, Н. И. За-бела, В. В. Барсова и др.). Яркие образцы колоратурного стиля - ария Розины из оперы "Севильский цирюльник" Россини, каватина Людмилы из оперы "Руслан и Людмила" Глинки. Различные стили, художеств. вокальные приемы могут быть применены в одном и том же вокальном соч. В реалистич. В. и. правдивая и сильная декламация органически сочетается с напевной, свободно льющейся мелодией. Первой исторически сложившейся европ. школой В. и. явилась итальянская вокальная школа. Возникнув в эпоху Возрождения, она на протяжении нескольких столетий оказывала значительное влияние на развитие проф. навыков у певцов др. национальных европ. школ. Итал. певцы, славившиеся превосходными голосами и блестящей вокальной техникой бель канто, достигли высокой степени совершенства в В. и. Исключит. развитие виртуозная сторона В. и. получила у певцов-кастратов, среди к-рых особенно прославились Фаринелли, Каффарелли, Крешентини, Сенезино и др. В 19 в. оперное творчество Россини, Беллини, Доницетти и в особенности Верди, а в 20 в. - Пуччини определило дальнейшее развитие итал. В. и. Многие итал. певцы 19-20 вв., в т. ч. А. Каталани, А. Тамбурини, Дж. Паста, Л. Лаблаш, А. Патти, А. Мазини, Э. Карузо, М. Баттистини, Титта Руффо, А. Галли-Курчи и др., получили мировое признание. Французская вокальная школа тяготеет больше к декламац. стороне пения. Франц. певч. стиль в значит, степени обусловлен традициями исполнения средневековых поэтов-певцов и декламацией поэтов и актеров франц. классич. трагедии 17-18 вв. (Корнель, Расин). Развитию реалистич. В. и. во Франции способствовало оперное творчество композиторов Люлли, Рамо, Глюка, Гретри, Мей-ербера, Гуно, Визе. Среди выдающихся франц. певцов: А. Нурри, Ж. Л. Дюпре, Д. Арто, М. Малибран, П. Виардо-Гарсиа и др. Немецкая вокальная школа опиралась в своем развитии на нац. вокальную музыку Баха, Бетховена, Мендельсона-Бартольди, Вебера, Шумана и др., а также на творчество австр. композиторов: Моцарта, Шуберта. Большое развитие получило в Германии иск-во камерного пения. Особый оперный стиль нем. В. и. сложился под влиянием творчества Вагнера. Среди лучших представителей нем. вокальной школы: Г. Зонтаг, В. Шредер-Девриент, Л. Ле-ман, Ю. Штокхаузен, А. Ниман и др. В 19-20 вв. выдвигается также ряд представителей др. вок. школ - выдающиеся польские певцы М. Зем-брих, Э. Бандровска-Турска, А. Дидур, Э. Решке, крупнейшая чешская певица Э. Дестинова и др. Русская вокальная школа возникла на основе нар. певческого иск-ва. В 18 в. выдвинулись замечательные рус. певцы Я. С. Воробьев, Е. С. Сандунова и др. Рус. классич. вокальная школа сформировалась в 1-й пол. 19 в. и была органически связана с передовыми эстетич. взглядами эпохи. Ее реалистич. художеств. направленность сложилась под непосредственным воздействием оперного и камерного вокального творчества композиторов-классиков: Глинки, Даргомыжского, Мусоргского, Бородина, Чайковского, Римского-Корсакова. Вместе с тем в своем историч. развитии рус. вокальная школа творчески претворила лучшие достижения мирового В. и. (в особенности итальянского). Характерные черты рус. классич. вокальной школы: простота, искренность, задушевность исполнения, напевность и ритмич. изящество мелодич. рисунка. Глубокая выразительность слова, логически верно оттененного, произносимого ясно, непринужденно, всегда находилась у певцов рус. школы в органнч. единстве с мелодией. Основоположником рус. классической вокальной школы был Глинка, педагогпч. деятельность к-рого имела большое значение. Лучшие певцы 1-й половины 19 в.- О. А. Петров, А. Я. Воробьева-Петрова, Д. М. Леонова, А. П. Лодий п ми. др.совершенствовали свои дарования под его руководством. На принципах рус. школы воспиталась плеяда замечательных певцов: Е. А. Лавров-ская, П. А. Хохлов, Ф. И. Шаляпин, А. В. Нежданова, Л. В. Собинов, И. В. Ершов и др. Достижения рус. певцов, в иск-ве к-рых проникновенная выразительность сочеталась с совершенной вокальной техникой, оказали большое влияние на мировое В. и. Советская вокальная школа, яв' ляющаяся преемницей рус. классической и мировой вокальных школ, носительницей лучших традиций прошлого, развивается в тесной связи с идеологией, эстетикой, со всеми жизненными и духовными запросами советского народа. В числе сов. певцов, развивавших достижения рус. классич. вокальной школы: В. В. Барсова, Н. А. Обухова, К. Г. Держин-екая, Е. А. Степанова, И. С. Козловский, С. Я. Лемешев, Г. С. Пирогов, С. П. Преображенская, М. Д. Михайлов, А. С. Пирогов, Н. С. Ханаев, М. О. Рейзен. В СССР получили развитие нац. школы пения народов других республик, опирающиеся на опыт и художеств. достижения рус. вокальной школы. Представителями этих школ являются певцы: Б. Р. Гмыря, И. С. Паторжинский, М. И. Литвинен-ко-Вольгемут (Украина), Л. П. Александровская (Белоруссия), А. Б. Даниэлян (Армения), Ш. Ма-медова, Бюль-Бюль (Азербайджан) и мн. др. В ряде сов. республик (Казахской, Киргизской, Туркменской и др.), где в дореволюц. время не было оперного иск-ва, также возникли нац. вокальные школы, воспитана плеяда талантливых оперных артистов: К. Байсеитова (Каз. ССР), X. Насырова (Узб. ССР), А. Аннакулиева (Туркм. ССР), С. Киизбаева (Кирг. ССР), М. Рахманкулова, М. Булатова (Тат. АССР) и мн. др. Высокого уровня развития достигло в СССР хоровое В. и. Вокальная педагогика служит с давних пор предметом всестороннего научного исследования. Вокальному педагогу, кроме глубокого знания музыки и ее законов, необходимо изучить анатомию певческих органов, физиологию, психологию, педагогику и т. д. Профессиональный певец должен иметь певческий голос красивого тембра, достаточной силы, а также прирожденную музыкальность и исполнит, одаренность. Путем спец. тренировки голос начинающего певца может быть значительно развит, увеличен диапазон, приобретена гибкость, пластичность, выработано свободное владение голосом. Методология В. и. как отрасль вокальной педагогики изучает иск-во вок. школы, направляет педагогич. практику преподавания. Среди теоретич. исследований, посвященных вопросам В. и. 19 в. на Западе, для своего времени имели значение работы педагогов и певцов М. Гарсиа, Ж. Л. Дюпре, Л. Лаблаша, Ф. Ламперти и др. Ценный вклад в вокальную методику внесли рус. певцы и педагоги А. Е. Варламов, И. П. Прянишников, А. М. Додонов и др. Изучение В. и. с анатом о-физ и ологич. стороны было начато во Франции в 18 в. врачом Феррейном (трактат о певческих органах). В течение мн. десятилетий 19 в. ( гл. обр. в Германии) господствовала анатомо-физиологич. школа, рассматривавшая проблемы вокальной педагогики с узких, односторонних позиций. Сов. наука рассматривает В. и. как сложный психо-физиологич. процесс, тщательно изучает его отдельные стороны. Проблемы рус. вокальной школы получили глубокую разработку в сов. время (работы Д. Л. Аспелунда, В. А. Багадурова, Ф. Ф. Заседате-лева, Л. Д. Работнова и др.). Большое место отводится вокальному обучению в спец. муз., а также общеобразоват. учебных заведениях. Пение получило громадное распространение в колхозной и городской художеств. самодеятельности. Издается спец. нотный материал, а также научная методич. и популярная литература по вопросам В. и. Систематически организуются показы исполнителей, педа-гогич. конференции, проводятся конкурсы, фестивали, декады нац. иск-ва, певческие праздники и т. п. Лит.: Мазурин К., Методология пения, т. 1-2, СПБ" 1902-1903; Прянишников И. П., Советы обучающимся пению, 3 изд., СПБ, 1908; M а з е т т и У., Краткие указания по пению моим ученикам, М., 1912;ЛампертиФ., Искусство пения (L'arte del canto) по классическим преданиям, пер. с итал., 5 изд., М., 1923; Багадуров В. А., Очерки по истории вокальной методологии, ч. 1-2, M., 1929-32; ч. 3, M., 1956; Д о л и в о А., Певец и песня, М.-Л., 1948; Материалы Всесоюзной конференции по вокальному образованию, М.-Л., 1941; Д е и ш а-С ионицкая М., Пение в ощущениях, М., 1926; DannenbergR., Handbuch der Gresangs-kunst, o Aufl., B., 1920; Faure J., La voix et le chant. Traite pratique, P., [s. a.]; Gr u e t t a P., Il canto nel suo meccanismo, 2 ed., Mil., 1935; Gr u i l l e m i n A., Creneration de la voix et du timbre, 2 ed., P., [s. a.] ; M a с h a b е у A., Le bel canto. P., 1948; Nadoleczney M., Untersuchungen uber den Kunstgesang, В., 1923. АН. Д.