О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ва Вб Вв Вг Вд Ве Вж Вз Ви Вй Вк Вл Вм Вн Во Вп Вр Вс Вт Ву Вф Вх Вц Вч Вш Вщ Въ Вы Вь Вэ Вю Вя
 

ВООБРАЖЕНИЕ

ВООБРАЖЕНИЕ - способность человека воссоздавать в памяти образы прежнего (пережитого) опыта и сочетать или претворять их в новые образы. В психологии под термином "образ" подразумевают не только зрительные представления, но и слуховые, осязательные восприятия и ощущения - все богатство впечатлений бытия. Существует огромное различие между непроизвольным (непреднамеренным) В., проявляющимся в сновидениях, в бреду, в грезах, и произвольным (преднамеренным), неразрывно связанным с общественно полезной, трудовой деятельностью людей. "В конце процесса труда,- писал Маркс,- получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении работника..." ("Капитал", т. 1, 1955, с. 185). Возможность предвидеть желанную цель, представить себе результат своей деятельности обостряет и усиливает способность человека отбирать из множества случайных связей и впечатлений именно те, к-рые необходимы для решения поставленной им задачи. Различают пассивное (репродуктивное) В., понимаемое как более или менее отчетливое воспроизведение в памяти или в сновидениях образов прошлого, и активное (продуктивное) В., комбинирующее и преобразующее прежние образы и представления в новые. Высшей формой такого активного В. является творческое В., играющее огромную роль в иск-ве. Существенной особенностью творч. художеств. В. является способность создать на основе переработки прежних представлений новый, целостный образ, умение осветить и раскрыть новые, еще не изведанные, связи вещей и явлений. Большое значение для развития творческого В. имеет эмоциональная память, яркое восприятие и воспроизведение чувств художником, его мироощущение, неразрывно связанное с его мировоззрением. В процессе художеств. творчества существуют 3 осн. этапа: 1) познание и творческая переработка впечатлений действительности, 2) возникновение художеств. замысла и 3) реализация его, воплощение в произведение иск-ва. Живость и сила творческого В. помогает художнику на всех этапах, являясь необходимым условием его деятельности. Богатство и сила В. зависят не только от природных данных. Образы, складывающиеся в В., проверяются и контролируются разумом, сознанием. Поскольку В. возникает из опыта, питается богатством мыслей и знаний, его можно тренировать, направлять и воспитывать. Глубина познания реальной действительности, широта наблюдений, увлеченность художника большой идеей, сосредоточенность, упорство в работе над замыслом (то, что Павлов называл "неотступным думанием") стимулируют, обогащают и развивают В. Спектакль, как произведение иск-ва, по самой природе своей связан с творческим В. драматурга, режиссера, актеров и зрителей. При помощи В. театр. зрелище, во многом условное, ограниченное во времени, воспринимается как реальная действительность и может за 2-3 часа охватить мн. события, показать жизненные судьбы людей, государств или народов. Активная деятельность В. имеет большое значение в работе актера над ролью. Однако участие В. в процессе создания сценич. образа по-разному расценивалось и проявлялось в творчестве актеров разных школ и направлений. В итал. комедии дель арте большое значение придавалось легкости, быстроте и живости В.; принцип импровизации требовал от актеров мгновенного перевоплощения, способности быстро угадать и развить намек партнера, по неск. деталям воссоздать в В. обстановку, место действия, искусно обращаться с бутафорскими вещами, как с подлинными реальными предметами. В. давало возможность увидеть в условных масках олицетворение человеческих характеров. Существуют актеры, ограничивающие весь процесс создания сценич. образа В. Так, напр., франц. актер Коклен и др. последователи его направления считали, что портрет роли возникает и закрепляется в В. как законченная, во всех деталях продуманная и разработанная модель, а затем созданный В. образ со всем возможным совершенством копируется, изображается актером, к-рый как сторонний наблюдатель искусно "представляет" его зрительному залу. Эти традиции нашли отражение в первые годы развития сов. т-ра и в художеств. практике Т-ра им. Мейерхольда и в попытках нек-рых актеров играть не образ, а свое отношение к образу. Актеры, развивающие реалистич. традиции, стремятся увидеть образ не только вне себя, но ощутить его в себе, сродниться с ним, зажить чувствами и мыслями изображаемого ими героя, проникнуться его духовным миром, раскрыть характер, понять при помощи В. мотивы и побуждения его поступков. В их творчестве В. связано не только с процессом создания роли на репетициях, но продолжает помогать актеру правдиво, ярко жить и чувствовать, убедительно действовать на спектакле. В. И. Немирович-Данченко объяснял, что роль может возбудить такие эффективные воспоминания, которые покоятся в самых глубоких тайниках человеческой души, и видел чудо иск-ва в том, что самые интимные скрытые свои переживания, в которых актер не признается никому из близких, он открывает на сцене перед тысячной толпой. Способность с помощью В. на основе пережитого представлять себе возможное будущее или угадывать скрытую суть явлений называют художеств. творческой интуицией. Материал пьесы дает толчок В. актера, питает его и помогает подойти к созданию сценич. образа. Однако роль складывается не только из овладения замыслом драматурга. Актер ищет и находит свое сценич. решение на основе глубокого знания жизни, постижения общественно-историч. и своего личного опыта. Так, напр., В. Н.Давыдов утверждал, что актер должен постоянно наблюдать и, как губка, впитывать впечатления действительности и что актерские наблюдения внезапно заявляют о себе, когда приходится создавать тот или другой тип или характер. Прежде чем добиться полного слияния с образом, зажить жизнью действующего лица, необходимо отчетливо и ярко представить и "выносить" его в своем В. Вся система Станиславского (см. Станиславского система) основана на мобилизации и тренировке творч. В., направлена на изучение и создание условий, способствующих его расцвету. Только сила В. дает возможность актеру непоколебимо поверить в предлагаемые драматургом обстоятельства, проникнуться страстями и чувствами героя, как будто они его собственные, ежеминутно, органически, правдиво действовать в образе, представляя себе в то же время "сверхзадачу", основной идейный замысел, зерно роли. Теоретически обобщив опыт развития мирового и рус. реалистич. т-ра, Станиславский учит сознательно развивать и воспитывать В., к-рое обостряет и усиливает "внутреннее зрение" актера, помогает ему овладеть магическим "если бы" и превратить замысел пьесы в "художественную сценическую быль". Станиславский разработал приемы развития и возбуждения В. актера на всех этапах его работы над собой и над ролью. Активное и сильное В. имеет большое значение для режиссера, к-рый, работая с каждым исполнителем над отдельным эпизодом, все время мысленно "видит" будущий спектакль в единстве и гармонии всех его частей. В. необходимо и художнику, создающему в эскизах и макетах зрительный, живописный образ спектакля. В В. артистов балета и цирка с особенной силой запечатлеваются обычно пластич. образы. Работа В. всегда в конечном счете проверяется практикой, трудовой деятельностью людей. В. является одной из форм отражения реальной жизни, однако образы, возникающие в сознании человека, нельзя считать простой копией, механич. слепком впечатлений бытия. Они могут значительно отличаться от первоначальных восприятий, слагаться в причудливые, оригинальные видения (напр., сказочные или мифологич. образы - демоны, лешие, русалки); такой "полет" В. называют фантазией, а подобные представления - фантастическими. Стремление человека в своем В. заглянуть в будущее, представить себе образ желанной, далекой цели называют мечтой. Оба эти вида В. чрезвычайно важны для художеств. творчества. Однако они могут иметь двоякое значение в зависимости от отношения художника к действительности. Если В. создает образы не только внешне, но и по существу чуждые реальности, основанные на субъективных восприятиях художника, далеких от общественно-историч. опыта народа, тогда говорят о беспочвенной фантазии, о субъективном вымысле, извращающем или искажающем действительность. Если мечты художника пассивны и созерцательны, если он не стремится к их осуществлению, противопоставляя их реальной жизни, это приводит к пустой мечтательности. В то же время творч. фантазия, помогающая расширить и обогатить наши представления о действительности, опирающаяся на знания, обладает даром научного предвидения и дает возможность создать истинно художественные, правдивые произведения иск-ва, поражающие В. читателя или зрителя как откровение. В этом смысле В. И. Ленин говорил о том, что "фантазия есть качество величайшей ценности...", необходимое "даже в математике..." (Соч., 4 изд., т. 33 с. 284). Мечты, правильно отражающие пути и закономерности историч. развития, связанные с чаяниями и надеждами народа, с обществ, задачами и стремлениями, возбуждают и стимулируют энергию человека, помогают трудиться и жить. Поэтому необходимыми условиями подлинного расцвета В. художника являются высокая идейность, передовое мировоззрение, глубокая связь с жизнью своего народа. Лит.: Основы марксистско-ленинской эстетики, М., 1960; Станиславский К. С., Работа актера над собой. ч.1- 2, М., 1948; Вахтангов Е., Записки. Письма. Статьи, Л.-М., 1939; Д илр о Д., Парадокс об актере, пер. с франц., М., 1938; К о к л е н-С т а р ш и и Б. К., Искусство актера, пер.сфраны., Л.-М., 1937; Вопросы психологии труда и искусства. Труды Ин-та психологии. Отв. ред. Б. М. Теплов и Н. Н. Волков, М., 1950; Теплов Б. М., Психологич. вопросы худож. воспитания, "Изв. Акад. Педагогич. наук РСФСР", 1947, вып, 11; Смирнов С. [и др.], Психология, М., 1956. А. Д.