О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ва Вб Вв Вг Вд Ве Вж Вз Ви Вй Вк Вл Вм Вн Во Вп Вр Вс Вт Ву Вф Вх Вц Вч Вш Вщ Въ Вы Вь Вэ Вю Вя
 

ВОСКАНЯН

ВОСКАНЯН, Арус Тигра-новна [28.IV(10.V). 1889,Константинополь,-20. VII. 1943, Ереван] - армянская советская актриса. Нар. арт. Арм. ССР (1935). Сценич. деятельность начала в Константинополе (Стамбул) в 1908 В 1910 переехала в Закавказье и вступила в бакинскую арм. труппу. Исполняла роли Офелии (1912), Дездемоны (1913), Соны, Сусан ("Злой дух", 1914, "Намус", 1913, Ширванзаде). С 1917 играла в Тифлисе. В 1921 вступила в труппу 1-го Гос. т-ра Армении в Ереване (ныне Т-р им. Сундукяна) и стала одной из ведущих актрис этого театра. В сов. время новую трактовку получили в исполнении В. роли Антигоны (о. п. Софокла, 1922), Норы (1937). В. принимала активное участие в воплощении сов. драматургии на национальной сцене, играла роли Римы ("Яд" Луначарского, 1926), Ксении ("Разлом", 1928), Пановой ("Любовь Яровая", 1927). Создала значительные образы в классической драматургии - Маргарит ("Из-за чести" Ширванзаде, 1923), Ануш ("Дядя Багдасар" Пароняна, 1927), Катарина ("Укрощение строптивой", 1У23). Реалистич. искусство В. противостояло формалистической и натуралистич. тенденциям, она создала высоко драматич. образы, одухотворенные и поэтичные. Для творчества В. характерны большая сценйч. культура, тонкая разработка деталей, смена контрастов, четкая сценйч. форма, мастерство речи. Героини В. были овеяны задушевным лиризмом, исполнены жизнеутверждения, какие бы трагич. конфликты они ни переживали. Подлинно трагедийное звучание приобрело исполнение В. ролей Катерины, Кручининой ("Гроза", 1935, "Без вины виноватые", 1939), леди Макбет (1933). В. создала героич. образы (Зейнаб - "Измена" Сумбатова, 1941, Царица-"Страна родная" Демирчяна, 1940); в то же время с блестящим комедийным мастерством играла Сюзанну ("Женитьба Фигаро". 1933), Маню ("Чужой ребенок" Шкваркина, 1934). Значительным этапом в творчестве В. была ее работа над драматургией Горького (Настя- "На дне", 1932, Ращель - "Васса Железнова", 1937). В годы Великой Отечеств, войны В. создала волнующий, глубоко патриотичный образ Марии Николаевны ("Русские люди" Симонова, 1942), выступала как мастер художественного слова на предприятиях, в госпиталях. Лит.: Арутюнян С., Арус Восканян, Ерев., 1953; За p я н Р., Арус Восканян, Ерев., 1957. ЛИТ.; IA p n L u flulfUliifiubf (Uipnd ЬрЬ-шЪ, шуu/iiufpww, 1941 (bjfiLpbp nuibb Ъ, Iwpjwbp L l" ft'bptp ршшЬр)) 18 * U ш /" ц. p u U'ti[pf)ubfffuib) fi*mwb-pwlfwii wlfbwptfbbp bfiU-uibt ufjUfhmpwui, 1945 f f 133-180 ti" шрршишЪ) bd lApfiLup. bpLwb, wj-ufiiuipwuif 1955, 216 kff -nift Upni. u fi if Unbbpfi uipnd Ипшшри/Ьр ipnfuwphIf' l/wpt/.pu ITbpfiuhpfUibp, f/pltUfbf ШшЬшЬ рштЬрШ Iftub nil Ifb ntlLffiUlit рШ1ЛШПШ//* f 1958, 71 k? P. 3.