О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ва Вб Вв Вг Вд Ве Вж Вз Ви Вй Вк Вл Вм Вн Во Вп Вр Вс Вт Ву Вф Вх Вц Вч Вш Вщ Въ Вы Вь Вэ Вю Вя
 

ВЫСПЯНСКИЙ

ВЫСПЯНСКИЙ, Выспяньский (Wyspianski), Станислав (15.1.1869, Краков,28.XI.1907, там же)- польский поэт, художник, драматург, реформатор театра. Родился в Кракове в семье скульптора Ф. Выспянского. Воспитывался у своей тетки Я. Станкевич, в доме к-рой постоянно встречались виднейшие деятели польского иск-ва того времени. Здесь он встретился с художником Я. Матейкой и вскоре стал его любимым учеником. В. с ранних лет интересовался драматургией и т-ром и уже в гим-назич. годы глубоко изучал произведения польской клас-сич. драматургии, античных авторов, Шекспира и Шиллера. В 1887, по настоянию Матейки, совершил поездку по Галиции, где познакомился с памятниками нар. творчества. Это имело важное значение для последующей деятельности В. После окончания Краковской школы изящных иск-в (1887-90) В. ок. 4 лет жил в Париже, изучая мировое иск-во. В 1894 вернулся в Краков. Творчество В. глубоко патриотично и в то же время противоречиво. В нем отразились мучительные поиски выхода из сложного круга обществ, коллизий. Произведения поэта-драматурга проникнуты беспощадным критицизмом, направленным против власти мертвого прошлого, против убаюкивающих легенд о былом величии Польши. В. выступает и против пережитков "мессианизма", романтич. эпигонства, связанного с мистич. концепциями об особом предназначении Польши, и против буржуазно-мещанского меркантилизма. Он стремится возродить подлинно прогрессивные нац.-демократич. традиции, восходящие к лучшим образцам романтич. польской поэзии и драмы. Остро скептически, враждебно относясь к бурж. мещанскому окружению, В. в то же время не смог увидеть и по-настоящему оценить той обществ, силы, с к-рой только и могла быть связана в его эпоху успешная борьба за социальное и нац. освобождение польского народа,- рабочего класса Польши. Это в конечном счете предопределило глубокую трагичность творчества В., его слабые стороны, сказавшиеся в сближении отдельных мотивов пьесы с идеалистич. символистскими концепциями. Вместе с тем в своих основных идейно-худ ожеств. устремлениях В. противостоял реакционным установкам "искусства для искусства", находившим свое выражение в деятельности "Молодой Польши", в частности в драматургии С. Пшибышевского. В. был богато и разносторонне одаренным художником, работавшим с огромным успехом в различных областях иск-ва (писал стихи и пьесы, был живописцем, графиком, занимался* художеств. оформлением предметов быта, оставил замечат. образцы витражной росписи, был скульптором, автором оперных либретто). Однако именно искусство т-ра, синтетическое по своей природе, стояло в центре его художеств. интересов. Стремясь к созданию нового монументального органич. художеств. стиля, В. мыслил его прежде всего как стиль, объединяющий достижения различных видов иск-ва, и здесь т-р открывал большие возможности. Мечтая об "огромном театре", о к-ром он не раз писал и говорил, В. не оставлял без внимания ни одного участка театр. деятельности, начиная с драматургии и кончая проектами реформирования сценич. площадки, выступал как режиссер и декоратор. В. стремился к поэтич. т-ру, неразрывно сочетающему слово, музыку, актерскую игру, единое по замыслу пространственное решение, подчиняющему этому замыслу и живописно-пла-стич. сторону спектакля, и ритм действия, и звучание слова, и поведение актера. Реформа сценич. иск-ва, осуществлявшаяся В., частично предвосхищала искания режиссеров 20 в.-Г. Крэга, А. Аппиа, М. Рейн-хардта и др. Однако В. всегда была глубоко чужда и враждебна, напр., теория Крэга об актере-сверхмарионетко. Драматургия В. неразрывно связана с традициями нар. иск-ва, с творчеством А. Мицкевича. Примечательно, что в одной из своих наиболее значительных пьес - "Освобождение" (1903), В., выступая против Мицкевича как глашатая "мессианизма", в то же время по всему строю художественных образов примыкает к традициям его "Дзядов" и делает главным действующим лицом пьесы героя этого произведения - Конрада. В своих исканиях единого героич. монументального стиля В. обращается к античности. Этим объясняется создание им драм на сюжеты древнегреч. мифологии - "Мелеагр" (1893), "Протес илай и Лаодамия" (1899), "Ахиллеида" (1903), "Возвращение Одиссея", (1907). В нек-рых драмах В., посвященных совр. польской действительности ("Проклятие", 1899, "Судьи", 1907), звучит тема рока древнегреч. трагедий. Особо приметное место занимают в творчестве В.-драматурга произведения на сюжеты из польской истории - от древнейших времен до событий сравнительно недавнего прошлого - "Варшавянка" (1898), "Ле-левель" (1899), "Легион" (1900), "Болеслав Смелый" (1900), "Ноябрьская ночь" (1904), "Скалка" (1907) и др. В этих пьесах В. показывает несостоятельность культа героики, как героики жертвенности. Однако, бунтуя против мистики романтич. эпигонства, В. сам был неоромантиком, порою сочетавшим трезвую и беспощадную критику действительности с громоздкими и отвлеченными символистскими построениями. Реальные персонажи современности или историч. прошлого порой действуют в пьесах В. рядом с персонажами фантастическими. Напр., польские повстанцы 1830 встречаются в драме "Ноябрьская ночь" с богами греч. Олимпа, а в пьесе "Акрополь" герои античных мифов действуют вместе с библейскими персонажами. Тем не менее в лучших произведениях В. ,за самыми фантастич. образами отчетливо ощущается реальная жизнь. Так, в пьесе "Свадьба" (1901), пользующейся большой популярностью, в основу к-рой положено действительное событие, В. показал различных представителей польского общества того времени (холопа, ксендза, городского интеллигента) во взаимодействии с фантастич. персонажами (шут Станчик, Вернигора, Хохол). В этой пьесе В. сурово осудил отрыв интеллигенции от народа; в ней парадоксально, но органично соединились черты памфлета и поэтич. сказки, отчетливо обнаружилась близость к традициям фольклора, в частности нар. кукольного театра - "шопки". Подвергая критике высшие слои общества за их инертность и эгоизм, В. вместе с тем не связывает борьбу за нац. освобождение с борьбой нар. масс (как писала передовая польская критика, В. не пригласил на свою "свадьбу" рабочего). Отсюда трагич. мотивы в "Свадьбе" и в других пьесах В. Многие пьесы В. были впервые пост. на сцене Краковского т-ра: "Свадьба" (1901), "Освобождение" (1903), "Болеслав Смелый" (1903), "Ноябрьская ночь" (1908) и др. В Народной Польше пьесы В. широко входят в репертуар (в 1957 был объявлен "Год Выспянского"). В числе спектаклей, пост. в конце 50-х гг.: "Освобождение" (1957, Т-р им. Словацкого, Краков; 1958, "Т-р Народовы", Варшава), "Варшавянка" (1957 "Т-р Бельки", Ченстохова), "Проклятие" (1957, Т-р им. Л. Сельского, Тарнов), "Болеслав Смелый" (1958, "Т-р Клясычны", Варшава), "Ноябрьская ночь" (1956, "Т-р Новы", Лодзь; 1960, "Т-р Польски", Варшава). В пост. пьес В. участвовали крупнейшие польские актеры и режиссеры: Е. Моджеевская, С. Высоцкая, И. Сольская, Л. Сольский, К. Адвентович, А. Зель-верович, С. Ярач, Ю. Остэрва, Л. Шиллер, Ю. Венг-жин и др. Пьесы В. ставились и за пределами Польши. В исполнении польских актеров они шли в Москве ("Свадьба" в 1916, "Сид" в 1954), Киеве, Лондоне, Париже, Загребе, Нью-Йорке. "Свадьба" шла в переводе на франц. яз. в Париже (1923, Т-р "Ар э аксьон"), "Варшавянка" и "Судьи" шли на нем. яз. в Вене (1910, "Интимес театр"), "Варшавянка"-на чешском яз. в Праге (1906) и т. д. Соч.: Dziela, t. 1-8, Warsz., 1924-1932; Dziela zebrane, t. l-, Krakow, 1958 - (изд. продолж.); в рус. пер. - Ме-леагр и Аталанта. Трагедия, пер. с польского Евг. Тропов-ского, СПБ, [б. г.]; Варшавянка, пер. с польск. В. Высоцкого, М., 1906. Лит.: Станислав Выспянский и художники его времени. Каталог выставки. Москва, июнь - июль 1958 г., М., 1958; Wyspianski i teatr. 1907-1957. Praca zbiorowa wydana przez Teatr im J. Slowackiego w Krakowie, Krakow, [s. a.]; C y p s А. В., Stanislaw Wyspianski na tle swego teatru, [s. l.], 1921; Borowy W., Lazienki a "Noc listopadowa" Wyspianskiego, Warsz., 191Я; "Pamietnik teatralny", Warsz., 1957, Rok VI, zesz. 3-4; Wyka K., Legenda i prawda "Wesela", PIW, [Krakow, 1950]: Kolaczkowski S., Stanislaw Wyspianski, rzecz o tragediach i tragizmie, [s. l.], 1923; Skierkowska E l z.. Plastyka Stanislawa Wyspianskiego, Wroclaw-Krakow, 1958.