О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Га Гб Гв Гг Гд Ге Гж Гз Ги Гй Гк Гл Гм Гн Го Гп Гр Гс Гт Гу Гф Гх Гц Гч Гш Гщ Гъ Гы Гь Гэ Гю Гя
 

ГАРРИК

ГАРРИК (Garrick), Дэвид (19.II.1717, Херефорд,- 20.1.1779, Лондон) - английский актер, театральный деятель, драматург, критик. Г. был реформатором сцены, одним из основоположников сценич. реализма в Европе. Отец Г. - офицер, по происхождению француз, предки к-рого бежали из Франции после отмены Нант-ского эдикта (1685), предоставлявшего политическую и религиозную свободу протестантам. Мать Г.- англичанка. Г. начал драматургич. деятельность в 1740 комедией "Воды Леты" (пост. в т-ре "Друри-Лейн"), писал критич. статьи о спектаклях. Как актер Г. дебютировал в начале 1741 в т-ре "Гудменс-Филдс" ролью Арлекина в пантомиме. Исполнение Г. (в том же году и в том же театре) роли Ричарда III выдвинуло его в ряды лучших актеров Англии. В 1742 Г. был приглашен в т-р "Друри-Лейн", где играл до 1776. Г. сыграл здесь все прославившие его роли. В пьесах Шекспира: король Лир и Гамлет (1742), Макбет (1744), Отелло (1745), Бенедикт ("Много шума из ничего", 1748), Ромео (1750); Абель Дреггер ("Алхимик" Бен Джонсона), сэр Джон Б рут ("Рассерженная жена" Ванбру) и др. Большинство этих ролей оставалось в репертуаре Г. до конца его сценич. деятельности. Г. выступил как один из активных пропагандистов театр. эстетики просветителей. Считая т-р воспитателем общества, Г. определял ценность всякого спектакля нравственно-этическими идеями, к-рые он выражает. Свои сценич. образы Г. стремился сделать понятными, близкими широким кругам зрителей. Раскрытие простого и повседневного в чувствах и поведении сценич. персонажей было для Г. основной задачей актера. Он требовал, чтобы в рамках психологически верного поведения на сцене актер умел показать эмоционально наполненный внутренний мир персонажей. В борьбе за утверждение новых этических норм, противоположных дворянским, англ. просветительская эстетика стремилась представить свои этический кодекс и мораль как общечеловеческие. Она снижала до уровня обыденных все человеческие переживания и утверждала, что короли и люди "обыденной" жизни чувствуют одинаково. Приверженность этой идейной позиции определила остроту борьбы, к-рую с начала своей творческой деятельности Г. повел против классицизма., господствовавшего в то время в англ. т-ре. Условности и схематизму классицизма он противопоставил основанное на жизненных наблюдениях правдивое изображение человеческих характеров, положительные или отрицательные стороны к-рых могли служить зрителям примером для критики или подражания. Г. обладал редким по широте творч. диапазоном и с равным блеском играл в трагедии и комедии. В списке его ролей половину занимает комедия. Он в совершенстве владел иск-вом сценич. перевоплощения, творчество его отличалось тонкостью психологич. анализа, огромным сценич. темпераментом, простотой выразительных средств, четкой скульптурностью формы. Все эти особенности дарования и творч. метода Г. нашли яркое воплощение и в его истолковании трагич. образов Шекспира. Г. стремился к глубокому и всестороннему раскрытию их сложного и многообразного духовного мира. С огромным темпераментом он раскрывал богатство и напряженность их внутренней жизни, свойственный им накал страстей. Но в то же время Г. подчеркивал, что те же чувства и переживания могли быть свойственны рядовым, простым людям. Все это проявилось уже в первой шекспировской роли Г.- Ричарда III. Стремясь не подчеркивать в Ричарде царственное и исключительное, Г. отказался и от традиционного показа его примитивным - мелким и страшным злодеем. У Г. это был умный и волевой человек, храбрость к-рого не знала предела. Природа сделала его физическим уродом. Ричард мстит природе и людям за свое уродство, хочет компенсировать его неограниченным могуществом и властью, добытыми любой ценой. Но зло, победив в его душе, приводит в конечном итоге его самого к гибели. Психологически сложный и внутренне противоречивый образ Ричарда, созданный Г., был отмечен чертами подлинной жизненной правды. Роль Ричарда III сделалась одной из лучших ролей Г. и сохранялась в его репертуаре до конца сценич. деятельности. Играя короля Лира, Г. выделял на передний план его личную трагедию, основанную на оскорбленном чувстве отцовства. Лир был для Г. не королем, а прежде всего человеком, униженным жестокостью и вероломством дочерей. Главная отличительная черта исполнения Г. роли Лира - его интерес к эмоциональным переживаниям старого короля. Познав глубоко человеческие чувства и страдания, Лир-Г. приходил к новому пониманию людей, но не терял веры в жизнь. Стремясь подчеркнуть просветительскую идею о неминуемом торжестве доброго начала над злым, Г. играл финал трагедии в переработке Н. Тейта, по к-рой пьеса заканчивалась смертью Эдмунда и злых дочерей короля, возвращением Лиру престола и примирением его с собой и с окружающей действительностью. Г. несколько раз менял трактовку роли Гамлета. Первоначально он выделял тему сыновней любви Гамлета и его горячее желание отомстить за смерть отца. В последней редакции (1772) Г. по-иному решал тему трагедии: Гамлет добровольно берет на себя свершение высшего суда над Клавдием, чтобы восстановить попранную справедливость, господствовавшую в мире. Как и в "Короле Лире", Г. видоизменял конец трагедии: после убийства Клавдия Гамлет бросается на меч Лаэрта, добровольной смертью искупая тяжелое преступление против человечности - убийство Клавдия. Смертельно раненый, он соединяет руки Горацио и Лаэрта, благословляя их на царствование. Так и эта трагедия Шекспира в трактовке Г. приобретала истолкование, характерное для просветительской философии. В интерпретации Г. Гамлет - это многогранный характер, человек широко одаренный, тонко и глубоко чувствующий. Ему свойственны большая жизненная энергия, сила воли и темперамент в сочетании с редким умом, стремлением познать тончайшие извилины человеческой психологии, способностью к сатирической оценке событий. В роли Макбета Г. также концентрировал свое внимание на внутренней жизни героя. Он подчеркивал его "заурядность", рисовал обыкновенным человеком, какими полна реальная действительность. Макбет в трактовке Г. обладал мягким, нерешительным характером, он с трудом и лишь под влиянием леди Макбет решался на преступление, был глубоко подавлен всем происшедшим, а затем искренне раскаивался. В написанном Г. финальном монологе Макбет признавал, что постигшее его возмездие было вполне им заслужено. Своей трактовкой трагедии Г. утверждал нравственную ответственность человека за совершенные им поступки. С 1747 Г. сделался совладельцем т-ра "Друри-Лейн", с этого времени он получил возможность продолжить задуманную им реформу сценич. иск-ва в масштабе крупнейшего театр. коллектива Англии. Он стал реже выступать как актер, менее интенсивно работал над новыми ролями. Все его внимание было направлено на создание постоянной труппы и воспитание ее на реалистич. началах. Г. собрал в руководимый им т-р лучших актеров Англии. Добиваясь сценич. правды, он уделял большое внимание репетиционному процессу, работе с актерами. Г. добивался слаженности ансамбля актеров первого и второго положения. Массовые же сцены он рассматривал как фон, на к-ром разыгрывалось действие, и заботился лишь об их выразительной группировке. Тем не менее, для англ. т-ра 18 в. стремление Г. к созданию ансамбля даже для одной только ведущей группы актеров являлось большим шагом вперед по пути сценич. реализма. Стремление к достижению в спектаклях большей сценич. правды вынуждало Г. к поискам новых постановочных средств. Он ввел ряд усовершенствований сценич. площадки, впервые применил рефлекторы освещения глубины сцены (что позволило строить действие не только на переднем плане, но использовать все ее пространство), после долгой борьбы ему удалось уничтожить на сцене места для привилегированных зрителей. Популярность Г. в Европе особенно возросла после того, как в 1763-65 он совершил путешествие по Франции и Италии. Он сблизился с великими франц. просветителями - Дидро, Гольбахом, Гриммом и др., к-рые высоко ценили иск-во Г., ссылались на его творческую практику и обобщали ее в своих теоретич. работах о сценич. иск-ве. В свою очередь их теории оказали влияние на творчество Г., в том числе и на его драматургию. Г. написано около 40 пьес, в числе к-рых комедия "Тайный брак" (совм. с драматургом Колменом-старшим), к-рая сохраняется в репертуаре англ. т-ров. Г. также принадлежит большое количество прологов, эпилогов, стихов, входивших в программу каждого спектакля. Он обрабатывал пьесы (в т. ч. Шекспира, Бен Джонсона, Уичерли и др.), шедшие на сцене т-ра "Друри-Лейн". Эту работу он продолжал и после того, как в 1776 продал драматургу Р. Шеридану свой пай в т-ре "Друри-Лейн" и отошел от активной театральной деятельности. Демократич. и новаторский характер творчества Г. определили его славу как первого актера Англии и Европы. Г. похоронен в Вестминстерском аббатстве у подножия бюста Шекспира. Лит.: П о л н e р Т. И., Давид Гаррик, СПБ, 1891 (серия "Жизнь замечательных людей"); Минц Н. В., Давид Гаррик, М.-Л., 1939; M u г р h у A., The life of D. Garrick, v. 1-2, L., 1768, 1801; Fitzgerald P., The life of D. Gar-rick, v. 1-2, L., 1868; Hedgcock F. A., D. Garrick and his French friends, L., 1912. Я. Мин.