ГАРСИА ЛОРКА
ГАРСИА ЛОРКА (Garcia Lorca), Федерико (5.VI. 1898-19.VIII.1936) - испанский поэт и драматург. После окончания Гранадского ун-та переехал в Мадрид и обратился к лит. деятельности. В 30-х гг. Г. Л. примкнул к группе передовых писателей, объединившихся вокруг антифашистского журнала "Октубре", стал членом Ассоциации друзей Советского Союза и Союза антифашистской интеллигенции. Фашистский мятеж 1936 застал Г. Л. в Гранаде; он был арестован и расстрелян фашистами. К драматургии Г. Л. обратился с самого начала лит. деятельности, уделив ей преимущественное внимание в зрелый период. Первый дра-матургич. опыт Г. Л.-пьеса-сказка "Волшебство бабочки" (1920,т-р "Эслава", Мадрид). В этой пьесе, написанной в символико-аллегорич. форме, Г. Л. выражал романтич. протест против мещанской пошлости и эгоизма бурж. общества. Последующие годы были периодом исканий и усвоения опыта гуманистич. исп. театра 17 в., нар. театр. традиций. Героико-романтич. драма "Марьяна Пинеда", названная Г. Л. "народный романс в трех эстампах" (1925; труппа М. Ксиргу, Барселона, 1927), посвящена гранадской патриотке, казненной в 1831 за участие в антиправительственном заговоре. Пьеса прозвучала как вызов режиму диктатуры и пользовалась большим успехом. В духе андалусского народно-ко-мич. спектакля написан "жестокий фарс" "Чудесная башмачница" (1930, пост. в сокращенном варианте в т-ре "Эспаньоль", в 1933 - полностью труппой Л. Мембривес в Буэнос-Айресе), в жанре нар. трагедии - пьеса "Любовь дона Перлимплина" (1931, пост. 1933), в жанре фарса для кукольного т-ра- "Балаганчик дона Кристоваля" (1931; т-р "Ла Таррум-ба" в Мадриде, 1935). Особняком стоит символико-аллегорич. пьеса "Когда пройдет пять лет" (1931), воплотившая присущее Г. Л. трагич. ощущение бурж. действительности. К началу 30-х гг. четко сформировались взгляды Г. Л. на задачи т-ра. Наиболее полно он сформулировал их в своей речи "О театре" (1935), в к-рой, резко осуждая губительное влияние капиталистич. отношений на совр . исп. т-р, требовал создания "т-ра социального действия", призванного воспитывать широкие массы народа. Осуществляя эту программу, Г. Л. в 1931-33 возглавил студенческий т-р "Ла Баррака" (см. Баррака"). Пьесы Г. Л., созданные в эти годы, отвечали программе "т-ра социального действия". Таковы его драмы: "Кровавая свадьба" (1933, т-р "Беатрис", Мадрид), "Иерма" (1934, т-р "Эспаньоль", Мадрид), "Донья Росита, или Язык цветов" (1935, труппа М. Ксиргу, Барселона), "Дом Бернарды Аль-бы" (1936; т-р "Авенида", Буэнос Айрес, 1945). Драматург-гуманист, Г. Л. утверждал, что человек должен следовать законам природы, но бурж. общество с неизбежностью толкает его на искажение этих законов и это влечет за собой трагедию, приобретающую социальный характер. В "Кровавой свадьбе" любящие расстаются, ибо один из них беден. Но "голос крови", природы оказывается сильнее, юноша похищает свою возлюбленную из-под венца и гибнет. В "Иерме" источником трагедии оказывается жажда материнства, сталкивающаяся с миром корыстных расчетов. В "Доме Бернарды Альбы" деспотизм матери-ханжи, пытающейся подавить естественные стремления дочерей к любви и счастью, приводит к трагической гибели одной из дочерей и распаду семьи. В "Донье Росите" Г. Л. показал увядание девушки, обманутой в любви. Пьесы Г. Л., новаторские по своим идейно-художественным качествам, пронизаны ненавистью к миру наживы, с любовью рисуют образы простых людей, близких к природе. Для творчества Г. Л. характерно сочетание реалистич. деталей с романтич. пафосом страстей, типич. характеров с аллегорич. фигурами и символикой; он широко использует живописные и звуковые образы. Драматургия Г. Л. пользуется широкой популярностью, его пьесы идут на сценах прогрессивных т-ров многих стран мира. В СССР пост. "Чудесная башмачница" (1940, т-р "Ромэн", Москва, и т-р в Чарджоу), "Кровавая свадьба" (1939, т-р "Ромэн" и Сухумский т-р, 1947, Батумский т-р), "Марьяна Пинеда" (1959 т-р "Ромэн"), "Дом Бернарды Альбы" (1959, Моск. т-р им. Станиславского). Соч.: Obras completas, v. 1-8, B. Aires, 1938-46; 2 ed." 1948-49; Obras completas, 3 ed., Madrid, 1957; в рус. пер.- Театр. М., 1957. Лит.: В a b i n M. Т., Garcia Lorca. Vida y obras, N. Y." [1955]; A. de la Guardia, Garcia Lorca. Persona y creacion, B. Aires, 1944; A. del Rio, Federico Garcia Lorca. Vida y obras, Saragozza, 1952; Machado Bonet O., Federico Garcia Lorca. Su produccion dramatica, Montevideo,1951; Nourissier F., F. Garcia Lorca, dramaturgo, Р., 1955. 3. Л.