О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Га Гб Гв Гг Гд Ге Гж Гз Ги Гй Гк Гл Гм Гн Го Гп Гр Гс Гт Гу Гф Гх Гц Гч Гш Гщ Гъ Гы Гь Гэ Гю Гя
 

ГАССЕ

ГАССЕ, Х а с с е (Hasse), Иоганн Адольф (25.III. 1699, Бергедорф, близ Гамбурга, -16.XII. 1783, Венеция),-немецкий композитор. Род. в семье органиста П. Гассе. Музыке обучался у отца; пел в хоре. В 1718 выступил как оперный певец (тенор) в Гамбурге, в 1719-в Брауншвейге, где начал композиторскую деятельность, сочинив и поставив оперу "Антиох" (1721, Брунс-вик). С 1722 Г. жил в Неаполе, где совершенствовался под руководством Н. Пор-поры и А. Скарлатти. Здесь же он познакомился с П. Ме-тастазио и с тех пор писал почти все оперы на его либретто. Своими многочисл. произв. (св. 50), написанными в 20-х гг., Г. завоевывал славу в Италии и во всех европ. столицах. В 1731-64 Г.- капельмейстер придворной капеллы в Дрездене, где пост. большинство своих опер, лучшей исполнительницей к-рых была жена Г.- певица Ф. Бордони-Гассе. Среди опер этого периода выделяются "Артаксеркс" (1730, Венеция), "Покинутая Дидона" (1742, Хубертусбург), "Арминий" (1745, Дрезден), "Демофонт" (1748, там же), "Адриан в Сирии" (1752, там же), "Солиман" (1753, там же), "Олимпиада" (1756, там же), "Зенобия" (1761,Варшава). Гастролировал в Англии, Италии, Франции, Австрии. С 1764 жил в Вене, где писал оперы для придворного т-ра, представляя итал. традиционную оперу, противостоящую реформам Глюка. В конце 60-х гг. Г. сближается с реформаторскими кругами; в 1773 переселяется в Венецию. В числе последних опер Г. - "Эгерия" (1764, Вена), "Ромул и Эрсилия" (1765, Иннсбрук), "Руджеро" (1771, Милан) и др. Г.- один из крупнейших представителей итал. оперы-сериа; возглавлял т. н. вторую неаполитанскую школу. Сохраняя традиции оперы-сериа (этичные, средневековые сюжеты, отсутствие ярких сценических характеров), Г. достигал в своих операх мелодичности, раскрытия богатых возможностей человеческого голоса, выразительности драматич. речитатива и мастерской оркестровки. Оперы недолго сохранялись в репертуаре т-ров, однако творчество композитора оказало значит, влияние на многих композиторов последующего поколения, в т. ч. на И. Наумана, Г. Фог-лера и др. Помимо опер, Г. принадлежат также оратории, мессы, инструмент., вокальные и др. соч. Лит.: Z е 1 1 е г В., Das Recitativo accompagnato in den Opern J. A. Hasses, Halle, 1911; G- е г b e r R., Der Operntypus J.A.Hasses und seine textlichen Grundlagen, Lpz., 1925. Ц, Коп.