ГЕНДЕЛЬ
ГЕНДЕЛЬ (Handel), Георг Фридрих (23. II. 1685, Галле,- 14. IV. 1759, Лондон) - немецкий композитор. Обучался праву в ун-те в Галле и одновременно изучал муз. дисциплины у композитора и органиста Ф. В. Цахау. В 1696 впервые выступил в Берлине в качестве клавесиниста. В 1703 переехал в Гамбург, где был в то время единственный в Германии оперный т-р. Г. работал в оркестре т-ра скрипачом и клавесинистом. Значит.роль в творческом становлении Г. сыграло знакомство с композитором, певцом и теоретиком И. Маттесоном и известным оперным композитором Р. Кейзером, руководившим гамбургской оперой. В 1705 на сцене театра были пост. первые оперы Г. "Альмира" и "Нерон". В 1706 Г. уезжает в Италию, где продолжает совершенствоваться как композитор и создает ряд новых опер, в т. ч. "Родри-го" (1707, Флоренция). Эта первая опера, написанная Г. в итал. стиле, и опера Агриппина" (1709, Неаполь) прославили его имя по всей стране. Пребывание в Италии и особенно в Неаполе, к-рый был одним из центров мировой оперной культуры, оказало важное влияние на формирование стиля Г. С 1710 он работал в Ганновере; неоднократно посещал Англию, куда переселился в 1717. Еще АО этого в Лондоне ставились оперы Г., написанные по типу итал. оперы-сериа, в т. ч. "Ринальдо" (1711), "Верный пастырь" (1712), "Тезей" (1713), "Амадис" (1715). В 1719 Г. становится во главе основанной им "Королевской академии музыки" (на открытии в 1720 исполнялась опера Г. "Радамист"). В этот период композитор обращается к темам героич. характера, пишет оперы "Юлий Цезарь", "Тамерлан" (обе в 1724) и др. Дальнейшая деятельность Г. проходила в борьбе с косностью лридворно-аристо-кратических кругов. Одновременно существовала буржуазно-демократическая оппозиция, требовавшая отказа от шаблона оперы-сериа и утверждения англ. нац. оперы. После закрытия Академии (в 1728) Г. организовал новую оперную труппу, для к-рой создал оперы "Лотарио" (1729), "Партенопа" (1730), "Поро" (1731), "Эцио" (1732), "Орландо" (1733) и др.; он привлек к исполнению опер выдающихся итал. вокалистов. В 1733 труппа распалась. В 1734-37 Г. писал оперы для т-ра "Ковент-Гарден": "Ариадна" (1734), "Ариодант" (1735), "Альцина" (1735), "Атланта" (1736), "Арминий" (1737), "Берениса" (1737) и др. После тяжелой болезни, перенесенной в 1737, Г. отходит от оперного творчества (последняя опера - "Дейдамия", 1741) и посвящает себя созданию ораторий, к-рые по своему содержанию и монументальной форме наиболее соответствовали устремлениям передовых кругов англ. об-ва и сделали Г. нац. композитором Англии. В ораториях, соединяющих эпич. величественность и героику с ярким, напряженным драматизмом и психологич. глубиной образов ("Самсон", 1743, "Иуда Маккавей", 1747, "Иевфай", 1752, и др.), получил полное выражение муз.-драматич. стиль Г. Композитор внес значительный вклад в развитие оперного жанра. Он обновил форму арии, сделал ее важным средством психологич. характеристики персонажей. Драматич. действие в операх Г. связано свободным, разговорно-мелодич. речитативом, что определяет их драм. выразительность и единство. После смерти Г. его оперы в течение двух столетий находились в забвении. В сер. 20 в. возник интерес к оперному наследию Г. В наст. время его оперы вновь входят в репертуар мн. т-ров Европы. Г. написаны также оперы "Флоринд", "Дафна" (обе пост. в 1708, Гамбург), "Муций Сцевола" (1721), "Флоридант" (1721) , "Отгон" (1723), "Флавий" (1723), "Роделинда" (1725), "Сципион" (1726), "Александр" (1726), "Адмет" (1727), "Ричард" (1727), "Птоломей" (1728), "Джусти-но" (1737), "Ксеркс" (1738), "Юпитер в Аргосе" (1739), "Гименей" (1740), балет "Терпсихора" (1734), неск. масок, пасторалей и др. соч. Лит.: Грубер Р. И., Гендель, М., 1935; его же, Гендель в России, "Советская музыка",! 959, ј 4; Р о л л а н Р., Гендель, Собр. соч., т. 17, Л., 1935; П л а т е к Я. М., Григорьев Л. Г., Г. Ф. Гендель, М., 1958; ChrysanderF., (т. F. Handel, Bd 1-3, 2 Aufl., Lpz., 1919; Flower N., Georg Friederic Handel..., L., 1947; W o I f H. С h., Die Handeloper auf der modernen Buhne, Lpz., 1957, ff, Kon.