О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Га Гб Гв Гг Гд Ге Гж Гз Ги Гй Гк Гл Гм Гн Го Гп Гр Гс Гт Гу Гф Гх Гц Гч Гш Гщ Гъ Гы Гь Гэ Гю Гя
 

ГИАЦИНТОВА

ГИАЦИНТОВА, Софья Владимировна [р. 23.VII (4.VIIJ). 1895, Москва]русская советская актриса и режиссер. Нар. арт. СССР (1955). Член КПСС с 1951. Отец Г.- профессор Моск. ун-та по кафедре истории иск-в. Еще будучи гимназисткой, Г. начала заниматься драм. иск-вом у артистки МХТ Е. П. Муратовой. В 1910 по конкурсу была принята в МХТ. Впервые выступила на сцене в 1911 в роли служанки в пьесе Гамсуна "У жизни в лапах". Г. вошла в группу молодежи, к-рая начала заниматься системой Станиславского и составила ядро 1-й Студии МХТ. Руководителем этой студии стал Л. А. Сулержиц-кий, занятия по системе вел Е. Б. Вахтангов. Г. работала в МХТ до 1924; роли: Маша ("Нахлебник" Тургенева, 1912), Пелагея ("Будет радость" Мережковского, 1916), Митиль ("Синяя птица" Метерлинка, 1917) и др. Осн. творческая деятельность Г. связана с 1-й Студией, впоследствии преобразованной в МХАТ 2-й (1924). В первом спектакле Студии "Гибель "Надежды"" Хейер-манса (1913) Г. сыграла Клементину; затем исполнила роли Иды ("Праздник мира" Гауптмана, 1913), Феи ("Сверчок на печи" Диккенса, 1914). Работая под руководством Станиславского, Немировича-Данченко, Сулержицкого, Г. глубоко восприняла осн. законы реалистич. иск-ва МХТ, его художеств. и этич. принципы. В совершенстве владея иск-вом перевоплощения и тонкого психологич. анализа, глубоко проникая в эпоху и стиль автора, Г. в каждой роли находит неповторимые характерные черты и детали. Лучшие оли Г., сыгранные на сцене 1-й Студии и MX А Та -го: Мария ("Двенадцатая ночь", 1917 и 1933), Кек-кина ("Бабы" Гольдони, 1929), Сима ("Чудак" Афиногенова, 1929), Нелли ("Униженные и оскорбленные" по Достоевскому, 1932), Амаранта ("Испанский священник" Флетчера, 1934), Женевьева ("Мольба о жизни" Деваля, 1935) и др. После закрытия МХАТа 2-го Г. работала в т-ре МОСПС (1936-38), где играла Рашель ("Васса Железнова" Горького, 1936), Донну Анну ("Каменный гость" Пушкина, 1937) и др. роли. В 1938-58 была актрисой и режиссером (с 1952-гл. режиссером) Моск. т-ра им. Ленинского комсомола. Здесь она создала ряд своих значит. работ: Нора (1939); Леонарда ("Валенсиа некая вдова" Лопе де Вега, 1940), Наталья Петровна ("Месяц в деревне" Тургенева, 1944), Сара ("Семья Ферелли теряет покой" Хелман, 1945), Мария Александровна ("Семья" Попова, 1949), тетя Тася ("Годы странствий" Арбузова, 1954), Раневская ("Вишневый сад", 1955) и др. Как режиссер Г. впервые выступила в МХАТе 2-м ("Бабы" Гольдони, 1929, совм. с С. Г. Бирман и Л- И. Дейкун, "Двенадцатая ночь" Шекспира, 1934, совм. с В В. Готовцевым). В т-ре им. Ленинского комсомола ею были пост.: "Нора" (1939, совм. с И. Н. Берсеневым), "Месяц в деревне" Тургенева (1944), "Семья" Попова (1949), "Годы странствий" Арбузова (1954, совм. с В. Р. Соловьевым), "Вишневый сад" (1955, совм. с А. А. Пелевиным) и др. С 1958 Г. работает в Моск. драм. т-ре им. Станиславского. Снималась в кинофильмах "Клятва" (Варвара Михайловна; Ст. пр. 1947), "Семья Ульяновых" (Мария Александровна Ульянова) и др. Лит.: Залесский В., Софья Владимировна Гиацинтова, М.-Л., 1949. Л. В.