О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Га Гб Гв Гг Гд Ге Гж Гз Ги Гй Гк Гл Гм Гн Го Гп Гр Гс Гт Гу Гф Гх Гц Гч Гш Гщ Гъ Гы Гь Гэ Гю Гя
 

ГИЛГУД

ГИЛГУД (Gielgud), Джон Артур (р. 14. IV. 1904)-английский актер и режиссер. Доктор права Сент-Андрусского ун-та (1950). Доктор литературы Оксфордского ун-та. Театр. образование получил в частной школе леди Бенсон (Лондон) и Королевской Академии драм. иск-ва. В 1921 дебютировал на сцене т-ра "Олд Вик" (Лондон) в роли Герольда в "Генрихе V" Шекспира. Среди ранних ролей Г. выделяется Трофимов в "Вишневом саде" (1924, Оксфордский т-р "Плейхаус"). Г. выступал во многих англ. театр. труппах, в т ч. в "Нью т-ре" (Лондон), т-ре "Олд Вик", шекспировском Мемориальном т-ре (Стратфорд-он-Эйвон). В пьесе "Ричард из Бордо" Дэвиота (1932, "Нью т-р") Г. успешно сыграл роль Ричарда и впервые выступил как режиссер. Актерское и режиссерское дарование Г. в наибольшей степени раскрылось в пьесах Шекспира, в к-рых он играл многие роли. Широкую известность получил после исполнения роли Гамлета, которого играл в театре "Олд Вик" (1929), "Нью т-ре" (пост. Г., 1934), "Куинс т-ре" (1937, Лондон), "Лицеум т-ре" (1939, Лондон), т-ре "Хеймаркет" (1944, Лондон); роль Просперо ("Буря") Г. играл в т-ре "Олд Вик" (1929 и 1940) и Мемориальном т-ре (1957); короля Лира - в "Олд Вик" (1940) и Мемориальном т-ре (1950 и 1953). Среди ролей Г.: Ромео и Меркуцио ("Ромео и Джульетта"), Ричард II; Марк Антоний, Кассий ("Юлий Цезарь"), Макбет, Шейлок; Анжело ("Мера за меру"), Мальволио ("Двенадцатая ночь"), Бенедикт ("Много шума из ничего") и др. Г. поставил шекспировские спектакли: "Ромео и Джульетта" (1935, "Нью т-р"), "Ричард II" (1938, "Амбассадор", Лондон; 1952, "Лирик т-р"- Хаммерсмит, предместье Лондона), "Венецианский купец" (1938, "Амбассадор"), "Макбет" (1942, "Пиккадилли", Лондон; 1952, Мемориальный т-р), "Много шума из ничего" (1952, "Финикс", Лондон), "Двенадцатая ночь" (1955, Мемориальный т-р), "Король Лир" (1955, "Палас т-р", Лондон). Из произведений Шекспира Г. составил монтаж для концертного исполнения "Возрасты человека" и гастролировал с ним по Англии, США, Канаде (1958-59). Раскрытию дарования Г. способствовала в значит. степени также драматургия Чехова. Г. сыграл роли: Треплева ("Чайка", 1936, "Нью т-р"), Вершинина ("Три сестры", 1938, "Куинс т-р"). В 1954 в "Т-ре лирик" им пост. "Вишневый сад". К числу значит, работ Г. относится пост. инсценировки романа Достоевского "Преступление и наказание" и исполнение роли Рас-кольникова (1946, "Нью т-р"). С этим спектаклем Г. гастролировал по стране. В пьесах совр. драматургов играл роли: Себастиана ("Обнаженная со скрипкой" Коуарда), Джеймса Каллифера ("Сарайчик" Г. Грина) и др.Творчество Г. способствует утверждению реализма в англ. т-ре. Развивая лучшие нац. традиции англ. сценич. иск-ва, Г. в то же время одним из первых среди деятелей англ. т-ра применил на практике систему Станиславского. Творчеству Г. присущ острый драматизм. Ему особенно удаются роли, требующие донесения до зрителя глубокой мысли, больших внутренних потрясений. Мастер сценич. слова и декламационной техники, Г. передает в тонких интонационных переходах психологич. подтекст роли. Никогда не прибегая к прямой модернизации, стремясь глубоко раскрыть авторский замысел, Г. сумел передать в образах Шекспира и Чехова настроения своего поколения, противоречия совр. жизни. В режиссерской работе Г. избегает экспериментаторства, внешней театральности, уделяя главное внимание выразительности слова, мимики и жеста. Г. снимался в ряде фильмов. Роли: Дизраэли ("Премьер министр", 1941), Кассий ("Юлий Цезарь", 1952), Герцог Кларенс ("Ричард III", 1955) и др. Написал автобиографич. книгу "Первые годы в театре". Соч.: Early stages, [L.], 1939. Лит.: Agate J., Brief chronicles. A survey of the plays of Shakespeare and the Elizabethans in actual performance, fL.],1943;ArthurG., From Phelps to G-ielgud: reminiscences of the stage through sixty five years. Intr. by J. Grielgud, [L.], 1936; Gilder R., John Gielgud's Hamlet, L., 1937; W i 1-1 i a m s o n A., Old Vie drama. [L.], 1948, 1957. ф. К.