ГЛАЗУНОВ
ГЛАЗУНОВ, Александр Константинович [29.VII (10.VIII). 1865, Петербург,-21.III.1936, Париж]- русский композитор, дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель. Нар. арт. Республики (1922). Музыке начал обучаться с десятилетнего возраста под руководством домашних педагогов, в т. ч. Н. Елен-ковского. В 1879-81 Г. брал уроки гармонии и сочинения у Римского-Корсакова. В 80-х гг. начал активную композиторскую деятельность, будучи участником "беляевского кружка" и находясь в тесном общении с композиторами "Могучей кучки" и Чайковским. После смерти Бородина Г. совместно с Римским-Корсаковым закончил оперу "Князь Игорь" и по памяти записал увертюру к опере. Своими симф. и камерными произв. Г. завоевал выдающееся место в ряду рус. композиторов-реалистов конца 19 в. С 1888 выступал также как дирижер; гастролировал во мн. странах. После Октябрьской революций продолжал муз. и обществ, работу, являясь активным участником многих муз.-просветит. мероприятий. Творчество Г. характерно своей народно-патриотич. направленностью, проявляющейся как в его тематике, так и во всем муз. складе. Муз. язык произв. Г. обнаруживает глубокую связь с рус. народной песенностью. Подобном. И. Глинке и композиторам "Могучей кучки", Г. широко отразил в своем творчестве и музыку западнославянских, восточных и др. народов. Музыка Г. проникнута здоровым, мужественным оптимизмом, полнотой жизнеощущения, отличается жизненным благородством и красотой формы, сочностью мелодич. языка, богатством и яркостью колорита. Вместе с тем она носит на себе печать известной самоуспокоенности, созерцательного отношения к действительности. Осн. место в творч. наследии Г. занимают симф. соч. (8 симфоний, увертюры и др.), в к-рых композитор продолжил реалистич. традиции рус. муз. классики. Театральные жанры представлены в творчестве Г. тремя балетами и музыкой к драматич. спектаклям. В своем балетном творчестве Г. продолжил путь симфонизации бал ета,указанный Чайковским; сделал балетную музыку определяющим звеном драматургии балета. Балетам Г. свойственна широта симфонич. размаха и сочная декоративность оркестрового письма, мелодич. красота и выразительность. Благодаря сценич. эффектности и красочному разнообразию музыки большую популярность завоевал балет Г. "Раймонда" на сюжет средневековой провансальской легенды (либр. М. Петипа и Л. Пашковой, 1898, Мариин-ский т-р, Петербург). Миниатюрный одноактный балет "Барышня-служанка, или Испытание Дамиса" (либр. М. Петипа на сюжет картин Ватто, 1900, Петербург, Эрмитажный т-р, нов. ред. 1924) представляет собой искусную муз.стилизацию франц. сентиментальных пасторалей 18 в. и построен на старинных танцах, сочетающих национальные франц. и рус. элементы. В балете "Времена года" (либр. М. Петипа, 1900, Петербург, Эрмитажный т-р) блестяще проявилось свойственное Г. мастерство оркестровой звукописи; зимний пейзаж, вакханалия и др. эпизоды относятся к лучшим страницам русской музыкальной живописи. Г. - автор музыки к пьесам "Саломея" Уайльда (1908), "Царь Иудейский" Романова (1914), а также к драме "Маскарад" Лермонтова (1916), из к-рой особенно популярен романс Нины. Г. принадлежат также, кантаты, хоры и др. вок. соч. С 1899 Г.- профессор по кл. композиции, затем по кл. камер но-инстр. ансамбля, в 1905-28 - директор Петерб. (затем Ленингр.) консерватории. Почетный доктор Кембриджского и Оксфордского ун-тов. Лит. соч.: Письма, статьи, воспоминания. Избранное, М., 1958. Лит.: О с с о в с к и и А. В., А. К. Глазунов. Его жизнь и творчество. 1882-1907, СПБ, [1907]; П [етровский] Е., О балетной музыке А. К. Глазунова, "Русская муз. газ." 1907, ј 1; Глебов Игорь, "Раймонда" Глазунова "Еженедельник Гос. акад. театров", 1922, ј 9; Б е л я е в В. Александр Константинович Глазунов, т. 1, ч. 1, П., 1922 Асафьев Б. В., Глазунов, Избр. труды, т. 2, М., 1954 Федорова Г., А. К. Глазунов, М.Л., 1947; Глазунов, Исследования, материалы, публикации, письма, т. 1-2, Л., 1959. Л .М.