ГЛИНКА
ГЛИНКА, Михаил Иванович [20.V(1.VI).1804, с. Новоспасское Ельнинского у. Смоленской губ.,- 3(15). II. 1857, Берлин] - русский композитор. Основоположник рус. классич. музыки. С 1817 жил в Петербурге. Учился в Благородном пансионе при Гл. педагогич. уч-ще. С детства близко соприкасался с нар. муз. творчеством. Обучался игре на фп. у Д. Филь-да и Ш. Майера, скрипке - у Ф. Бема; позднее учился пению у Беллони. Увлекался театром, участвовал в любительских оперных спектаклях и муз. вечерах. Во время пребывания в Италии (1830-33), Берлине (1833-34, 1856-57), Париже (1844-45, 1852-54). Испании (1845-47), Варшаве (1848, 1849-51) Г. знакомился с театр. и муз. иск-вом. Глубокое овладение опытом отечеств, и мировой муз. культуры, воздействие прогрессивных идей, распространившихся в передовых кругах рус. общества в период Отечественной войны 1812 и подготовки восстания декабристов,личное общение с выдающимися представителями рус. т-ра, изобразит, иск-ва, художеств. критики - все это способствовало расширению духовного кругозора композитора и определило народно-реалистич. характер его творчества. Г. оказал решающее влияние на все развитие рус. музыки (оперной, симфонич., вокально-камерной). 27. XI. 1836 в петерб. Большом т-ре впервые была представлена героико-пат-риотич. историч. опера "Иван Сусанин". Вопреки те-вязанной композитору верноподданнической концепции (по настоянию двора опера была переименована в "Жизнь за царя"), Г. выдвинул народное начало, прославил крестьянина-патриота, олицетворявшего беззаветную любовь простых людей к родной земле, величие характера, мужество и несгибаемую стойкость народа. Эпич. духом, оптимизмом проникнута и вторая опера Г. "Руслан и Людмила" (пост. в Петербурге в Большом т-ре 27. XI. 1842), в к-рой красочные картины славянской жизни переплелись со сказочной фантастикой, ярко выраженные рус. нац. черты - с вост. мотивами (отсюда ведет начало ориентализм в рус. классич. опере). Шутливый, иро-нич. колорит юношеской поэмы Пушкина, взятой в основу либретто "Руслана и Людмилы", заменен в опере величавыми образами Древней Руси, богатырским духом и многогранной, эмоционально богатой лирикой. Разнообразие и выразительность пластичных мелодий, живописность и изящество гармонии и инструментовки, великолепное мастерство муз.драм. хяфтеристик - ценнейшие качества обеих опер Г., выдвинувших рус. муз. театр на уровень мировой оперной классики. Муз. драматургия опер Г. обусловлена их жанром и замыслом. Если "Иван Сусанин" - нар. муз. трагедия на историч. сюжет, с напряженным, действенным муз.-драматич. развитием, то "Руслан и Людмила"- волшебная опера-оратория, с мерным чередованием широких, замкнутых вокально-симфонич. сцен, с преобладанием эпич., повествовательных элементов. Авторы либретто (Г. Ф. Розен - "Иван Сусанин", В. Ф. Ширков - "Руслан и Людмила") считались с драматургич. планами и указаниями композитора (сохранились его первонач. планы трех действий "Ивана Сусанина", а также "Руслана и Людмилы"). Оперы Г. заложили основу отечественной оперной классики. Их прогрессивное идейно-худ ожеств. значение утвердилось в длительной и острой борьбе, определившей сложный и противоречивый характер сценич. судьбы этих опер. Проникнутая народным патриотизмом и вызывавшая упреки великосветских кругов за "плебейский" тон музыки, опера "Иван Сусанин", благодаря монархической направленности либретто, была возведена в ранг официозного искусства. Это не могло не вызвать сдержанного отношения к ней наиболее передовых людей, сумевших, однако, по достоинству оценить народную основу оперы, возвеличившей героич. образ рус. крестьянина и открывшей новую эпоху в истории отечеств, муз.-театр. иск-ва. Опера пользовалась успехом у широкой публики обеих столиц и многих провинц. городов России. На сов. сцене "Иван Сусанин" идет с 1939 с новым либретто С. М. Городецкого. В. В. Стасов назвал оперу "Руслан и Людмила" "многострадальной". Горячо принятая демократическими зрителями-слушателями, она встретила холодное и даже враждебное отношение у придворной знати. В то же время своеобразие эпическо-ораториального склада этой оперы вызвало сильные споры даже среди сторонников Г., часть к-рых ("русланисты") активно поддержали новаторское произв. композитора (к ним принадлежали В. Ф. Одоевский, позднее В. В. Стасов и его друзья из "Могучей кучки"), другая часть (Мих. Ю. Виельгорский, А. Н. Серов и др.), признавая исключит. муз. достоинства оперы Г., усматривала в ней драматургические просчеты; той же точки зрения придерживался позднее П. И. Чайковский. Глубокую оценку драматургич. замысла Г. дал Б. В.Асафьев. Уже в первой постановке оперы "Руслан и Людмила" были произведены купюры; в более поздних постановках они увеличивались и нередко доходили до прямого искажения великого творения. Пренебрежительное отношение дирекции имп. театров приводило к длительному исчезновению оперы из репертуара (так, после 1846-на 20 лет) и к плохому оформлению спектаклей, низкой культуре исполнения при возобновлении. Благодаря усилиям передовых музыкантов и участию выдающихся артистов удавалось все же добиваться в отдельные сезоны больших художественных удач в муз.-сценич. воплощении партитуры; помимо Петербурга и Москвы, опера шла также на нек-рых периферийных сценах. За рубежом опера "Руслан и Людмила" впервые была показана в 1867 в Праге (под управлением М. А. Балакирева), "Иван Сусанин": в 1866 - в Праге, в 1874 - Милане. Наиболее полная постановка "Руслана и Людмилы" была осуществлена в Ленинграде в 1954. В области театр. музыки Г. выдающееся художеств. значение имеет его музыка к трагедии Н. В. Кукольника "Князь Холмский" (пост. 1841). Она состоит из увертюры, четырех антрактов и трех песен. Г. написал также арию с хором для драмы "Молдаванская цыганка" ("Золото и кинжал") К. А. Бахтурина (1836) и лирич. сцену "Тарантелла" на слова И. П. Мятлева (1841) (все 3 пьесы исп. в Александрийском т-ре). Им создан также ряд симф., вок., камерно-инструмент. и др. соч., заложивших основы рус. классич. музыки. Под непосредственным влиянием Г.- композитора и вок. педагога, сложилась рус. вок. школа. У Г. брали уроки пения и проходили с ним оперные партии и романсовый репертуар певцы Н. К. Иванов, О. А. Петров, А. Я. Петрова-Воробьева, А. П. Ло-дий, С. С. Гулак-Артемовский, Д. М. Леонова и др. Г. написал ряд вокализов-этюдов и упражнений, в т. ч. "Школу пения". Лит. соч.: Литературное наследие, т. 1.- Автобиографические и творческие материалы, Л.-М., 1952 (Записки, планы опер и др.), т. 2.Письма и документы, Л., 1953. Лит.: Глинка М. И." Летопись жизни и творчества, сост. А. Орловой, М., 1952; Глинка в воспоминаниях современников, под общей ред. А. А. Орловой, М., 1955; Стасов В. В., Избранные статьи о М. И. Глинке, М., 1955; Серов А. Н., Избранные статьи, т. 1, М.-Л., 1950; О д о-евскийВ. Ф., Избранные муз.-критические статьи, М.-Л.,1951; Асафьев Б. (Игорь Глебов), Глинка, [2 изд. ], М., 1950; Ливанова Т., Протопопов Вл., Глинка. Творческий путь, [т.] 1-2, М.,1955; Кузнецов К. А., Глинка и его современники, М., 1926; , Глинка М. И. Исследования и материалы, под ред. А. В. Оссовского, Л.-М., 1950; Глинка М. И. Сб. материалов и статей, под ред. Т. Н. Ливановой, М.- Л., 1950; Глинка М. И. Сб. статей, [под ред. Е. Гордеевой], М., 1958 (имеется подробная библиография); Памяти М. И. Глинки. Сб. статей, М., 1959. Б. Ш.