О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Га Гб Гв Гг Гд Ге Гж Гз Ги Гй Гк Гл Гм Гн Го Гп Гр Гс Гт Гу Гф Гх Гц Гч Гш Гщ Гъ Гы Гь Гэ Гю Гя
 

ГОГОЛЬ

ГОГОЛЬ, Николай Васильевич [20.III(1.IV).1809, местечко Большие Сорочпнцы б. Полтавской губ.,- 21.II(4.III). 1852, Москва] - русский писатель и драматург. Основоположник критич. реализма в рус. лнт-ре. Род. в семье помещика. Отец Г.- В. А. Гоголь-Яновский - автор комедий. Уже в детские годы Г. горячо увлекался т-ром. Во время пребывания в Нежинской гимназии Г. был организатором и участником гимназич. спектаклей (исполнял комич. роли, в частности роль Простако-вой в "Недоросле"). В 1828 по окончании гимназии переехал в Петербург, его попытка стать актером окончилась неудачно. Первые произв. Г., посвященные жизни укр. народа, восходят к истокам нар. творчества, к укр. вертепу. Первое обращение Г. к драматургич. деятельности относится к нач. 30-х гг. В 1833 Г. начал работу над острой социальной комедией "Владимир 3-й степени", обличающей нравы чиновно-бюрократич. среды и столичной аристократии. Однако эта пьеса не была закончена писателем ("... остановился, увидевши, что перо так и толкается об такие места, которые цензура ни за что не пропустит", Письма Г., т. 1, с. 245). Впоследствии (1840-42) Г. переработал сохранившиеся фрагменты комедии в 4 самостоят. сцены - "Утро делового человека" (1871, Александрийский т-р), "Тяжба" (1844, там же), "Лакейская" (1863, там же), "Отрывок" ("Собачкин", 1860, там же). Уже в этих сценах намечен характерный для Г. новаторский тип реалистич. социальной комедии, проявились осн. черты драматургии Г.показ типических и вместе с тем индивидуальных, жизненно правдивых характеров. Незаконченной осталась и историч. драма "Альфред", в к-рой Г. пытался создать образ идеального монарха - англ. короля Альфреда (соч. 1835, изд. 1856). Отказавшись от завершения "Владимира 3-й степени", в 1833 Г. начал работать над "Женитьбой" (1-я ред."Женихи").. В 1835, не закончив "Женитьбу", Г. обратился к созданию новой комедии "Ревизора (сюжет был подсказан писателю Пушкиным). "Ревизор" - вершина драматургии Г. как по широте и глубине идейной направленности, так и по совершенству художеств. мастерства. Тема комедии, ее идейный смысл выросли до широкого социального обобщения, разоблачения самодержавного строя, дворянского и чиновничьего общества. Показывая уродливые фигуры провинц. чиновников, смешное приключение Хлестакова, Г. разоблачал осн. черты самодержавной России- хищнический произвол, циничное воровство, полное пренебрежение к интересам народа. Образ Городничего в своей социальной сущности вырастал до широкого обобщения аракчеевской бюрократии всего гос. аппарата царской России. Ничтожность и вырождение дворянства были воплощены в образе Хлестакова. "Комедия Гоголя "Ревизор", его роман "Мертвые души",- писал Герцен,- это страшная исповедь современной России..." (Герц ен А. I Собр. соч., т. 7, 1956, с. 229). Первая пост. "Ревизора" в Александрийском т-в Петербурге 19 апр. 1836 (Городничий - Сосницк Хлестаков - Дюр) явилась крупнейшим обществ. театр. событием. Привилегированная публика воспр няла комедию с "негодованием", как клевету и фа Однако передовые круги тогдашнего общества, увид( шие в "Ревизоре" смелое обличение действительное! восторженно приветствов ли комедию. Белинский с кликнулся на появлен "Ревизора" рядом отзывов статей, раскрывавших д мократич., обличительна смысл сатиры Г., и дал и черпывающий анализ ком дии в статье "Горе от ума в основном посвящение "Ревизору" (1840). Одна1 сам Г. не был удовлетвори первой пост. своей комеди Исполнители играли в пр] вычных для них водевил ных традициях, не понял социального смысла сатир Г. Особенно был недоволс писатель исполнением рол Хлестакова. В письме А. С. Пушкину ("Отрыво из письма, писанного авт( ром вскоре после первог представления "Ревизора" одному литератору") Г. oi мечал, что актер Дюр игра Хлестакова "обыкновенны; вралем", одним из "вод вильных шалунов". В это] письме Г. высказал ценны и глубокие соображения сценич. интерпретации ко медии, сохранившие сво значение до наших дней 24 мая 1836 "Ревизор" бы. поставлен на Московской императорской сцене (Го родничий - Щепкин, Хлестаков - Д. Т. Ленский) В 1842 опубликована окончат, редакция комеди! "Женитьба", представляющей собой острую и глубо кую социальную сатиру, раскрывающей пустоту и мо ральное ничтожество совр. дворянского об-ва, втор жение в него новых бурж. начал. "Женитьба" былс пост. впервые в Петербурге на сцене Александринско го т-ра 9 дек. 1842 (Подколесин - Мартынов, Кочка рев - Сосницкий); в Москве - на сцене Большого т-ра 5 февр. 1843 в бенефис Щепкина, игравшего роль Подколесина; роль Кочкарева исполнял ЖИВОКИНЕ (в дальнейшем эти актеры поменялись ролями). Одновременно с "Женитьбой" в бенефис Щепкина была пост. одноактная сатирич. комедия Г. "Игроки" (Щепкин - Утешительный, П. М. Садовский - За-мухрышкин), в к-рой писатель показал хищнич. мирок авантюристов и шулеров как слепок с жизни господствующих классов. Г. была создана глубоко продуманная теория драматургии и т-ра. В "Театральном разъезде" (1842), в статьях "Петербургские записки 1836 г.", "Петербургская сцена в 1835/36 г.", "О театре, об одностороннем взгляде на театр..." (1845) и в др. заметках и письмах Г. выдвинул законченную эстетич. концепцию т-ра, являвшуюся основой его драматургич. творчества. "Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь,-писал Г.,- ...Ято такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра". Отстаивая своеобразие т-ра, Г. резко выступал против засилия на рус. сцене переводных мелодрам и водевилей, настаивал на изображении рус. жизни, на создании нац. пьес. "Русского мы просим!... Русских характеров!- писал Г.,- Давайте нас самих!". Критерием художественности драматурга он считал верность жизни. "Если комедия должна быть картиной и зеркалом общественной нашей жизни, - писал Г.,- то она должна отразить ее во всей верности". Защищая принцип "высокой комедии", обнажающей "раны и болезни нашего общества", Г. призывал не только к правдивому отражению жизни, но и к суду над ней. Образцы такой комедии Г. видел в произв. Фонвизина и Грибоедова. Драматургия Г. явилась новым этапом в развитии мировой драматургии. Г. создал подлинно реалистич. т-р, комедию широкого обществ. звучания, смелую социальную сатиру. Типическая обобщенность образов, глубина проникновения в характер человека, яркость и отточенность речевой характеристики героев делают Г. не только достойным преемником Фонвизина, Грибоедова, Мольера, Бомарше, Гольдони, произв. к-рых он высоко ценил, но и подлинным новатором, основоположником реалистич. драматургии 19 в. Понимание обществ, роли комедии определило во многом новаторство драматургии Г. Он отказывается от традиционной любовной интриги, от "частной завязки", считая, что комедия должна "вязаться в один большой, общий узел", основываться на конфликте, имеющем широкое обществ, значение. С наибольшей полнотой этот принцип был осуществлен Г. в "Ревизоре", где конфликт, определяющий, развитие действия, основывается не на личных столкновениях героев комедии, а на раскрытии фальши и лицемерия всего чиновного бюрократич. общества, его антинародной сущности. Г. отказывается в своих комедиях от дидактически одностороннего показа характеров, рисуя их во всей жизненной полноте. Создав в своих произв. огромное количество типов, Г. воплотил в них основное, наиболее существенное для изображаемой им рус. действительности того времени. Он сумел подчеркнуть, заострить разбросанные в повседневной жизни черты человеческих характеров. "Это лицо,- писал Г. по поводу образа Хлестакова,- должно быть тип многого, разбросанного в разных русских характерах, но которое здесь соединилось случайно в одном лице, как весьма часто попадается в натуре". Типическая сила и обобщенность образов Г. противостоят натуралистич. т-ру, копирующему действительность, уходящему от ее обобщенного изображения. Г. охотно пользуется гротескно-комедийными приемами, острыми сюжетными положениями, яркими красками народного т-ра, продолжая традиции Мольера и Гольдони. Белинский подчеркивал безупречную гармонию формы и содержания "Ревизора", предельную экономию и точность художеств. средств. В. П. Немирович-Данченко указывал на "гениальное чувство сцены", "вдохновенное чувство театра", отличавшие драматургию Г. Отказавшись от пустой развлекательности, Г. наполнил свои комедии острым, совр. социальным содержанием, создал образы и типы, получившие общечеловеческое значение. Обосновывая эстетику т-ра жизненной правды, Г. в то же время отстаивал новый для своего времени принцип спектакля как единого целого, как ансамбля, объединенного общим идейным замыслом пьесы. "Нет выше того потрясения, - писал Г.,- которое производит на человека совершенно согласованное согласие всех частей между собой, которое доселе мог только слышать он в одном музыкальном оркестре...". В "Предуведомлении для тех, которые пожелали бы сыграть как следует "Ревизора"" Г. изложил и свое отношение к иск-ву актера, к-рое он понимал прежде всего как иск-во жизненной правды, как глубокое проникновение в идейную суть всей пьесы и в существо того образа, к-рый должен быть создан актером. Г. решительно возражает против всякого преувеличения, шаржа, "карикатуры", требуя от игры актера простоты и естественности, понимания сущности изображаемого им характера: "Умный актер,-писал он,- прежде чем схватить мелкие причуды и мелкие особенности внешние доставшегося ему лица должен стараться поймать общечеловеческое выражение роли...". Отбрасывая устарелые, условные формы и приемы, Г. прокладывал новые пути театр. иск-ву. Его драматургия и эстетика определили утверждение на рус. сцене реализма. Драматургия Г. имела огромное значение для дальнейшего развития рус. т-ра и дра-матич. лит-ры. Пьесы Тургенева, Островского, Сухово-Кобылина, Салтыкова-Щедрина, Толстого с их жизненной правдой, широкой типизацией характеров, социальной насыщенностью, мастерством речевой культуры продолжают и развивают традиции Гоголя. Комедии Г. явились школой актерского мастерства. На них воспитывались и воспитываются многие поколения замечат. актеров. На исполнении произв. Г. развивался реалистич. талант великого рус. актера М. С. Щепкина. Пьесы Г., и в особенности "Ревизор", неизменно ставятся как на рус. сцене, так и на сценах др. народов СССР и всего мира (см. сценич. истории -"Ревизор", "Женитьба"). В 1860 в Петербурге была осуществлена пост. "Ревизора" силами литераторов. Среди участников этого спектак ля были: Писемский (Городничий), Достоевский (Почтмейстер). Вейнберг (Хлестаков). Кони, Тургенев, Майков и др. На казенной сцене комедия Г. не получила достаточно яркого художеств. воплощения. В то же время игра отдельных выдающихся актеров (К. Н. Рыбаков, Давыдов - Городничий; М. Садовский - Хлестаков) определила значение этих спектаклей в истории рус. т-ра. На сов. сцене комедии Г., и прежде всего "Ревизор", получили новую жизнь. Большая заслуга в раскрытии подлинно глубокого содержания "Ревизора" принадлежит Малому т-ру, к-рый возобновлял комедию в 1919, 1922, 1938, 1949; среди исполнителей- Правдин, Головин, Турчанинова, Яблочкина, Климов, Остужев, Кузнецов, Ильинский, Григорьев, Пашенная. В 1921 "Ревизора" пост. Моск. Художеств. т-р (Городничий - Москвин, Хлестаков - М. А. Чехов; впервые в МХТ пост. в 1908). Комедии Г. часто становились и объектом для формалистич. экспериментов. Такова была пост. "Ревизора" в Т-ре им. В. Э. Мейерхольда в 1926. В этом острогротескном спектакле (Хлестаков - Гарин) содержание комедии подверглось столь решительному переосмыслению и столь произвольной сценич. интерпретации, что гоголевский замысел был во многом искажен. Укр. повести Гоголя неоднократно инсценировались: "Ночь перед рождеством" ("Вечер на хуторе близ Диканьки", впервые пост. в 1833, Большой т-р, Петербург), "Сорочинская ярмарка" ("Сорочин-ская ярмарка, или Грицко и Параска, или Приключение на ярмарке", 1848, Александрийский т-р), "Тарас Бульба" (1852, Александрийский т-р). На основе этих произв. были созданы либретто для опер: "Сорочинская ярмарка" Мусоргского, "Майская ночь" Римского-Корсакова, "Черевички" Чайковского, "Тарас Бульба" Лысенко и др. Неоднократно инсценировалась также поэма Г. "Мертвые души"; 1-я инсценировка - "Комические сцены из новой поэмы "Мертвые души" сочинения Гоголя (автора "Ревизора"), составленные г.***" (Куликовым), 1842, Александрийский т-р. Большим событием театр. жизни была пост. МХАТом в 193.2 инсценировки "Мертвых душ" (Чичиков - Топорков, Ноздрев - Москвин, Собакевич - Тарханов, Плюшкин - Леонидов). Произв. Г. широко ставятся в т-рах союзных и автономных республик. Среди значит, пост. "Ревизора" на сценах нац. т-ров - спектакли Казах, академич. т-ра драмы (1936, 1940, 1946; Городничий - Куаны-шпаев), Узб. т-ра им. Хамзы (1952; Городничий-Ш. Бурханов, Хлестаков - Рахимов), Кирг. драм. т-ра (1945; Городничий - Рыскулов), Туркм. т-ра (1934, 1955; Городничий - Кульмамедов, Хлестаков- Карлиев), Груз. т-ра им. Марджанишвили (1951; Городничий - Гамбашидзе, Хлестаков - Годзиашви-ли), Киевского т-ра им. Франко (1938; Городничий - Шумский) и др. Комедии Г. идут на сценах т-ров Европы, Китая, Японии, Индии и др. стран. Соч.: Сочинения, т. 1-4, СПБ, 1842; Собр. соч., т. 1-6, M., 1952-53 (см. тт. 4-6); Полн. собр. соч т. 1-14, M.-Л., 1937-52 (см. тт. 4, 5, 8); приведены все варианты текстов драматич. произв. Г. Лит.: Белинский о Гоголе. Статьи, рецензии, письма, [сборник] , М., 1949; Данилове., "Ревизор" на сцене, 2 изд.. Л., 1934; его же. Гоголь и театр. 2 изд., Л., 1958; его же. Гоголь. Указатель материалов к постановке произведений Н. В. Гоголя, Л., 1935; Гоголь и театр. [Сборник]. Общ. ред. Н. Степанов, М., 1952; ЩипуновП. Т., Н. В. Гоголь, Л,-М., 1949 (серия "Русские драматурги"); Филиппов В., Гоголь и Малый театр. "Театр", 1952, ј 3, см. также главы о драматургии Г. в монографиях: Храпченко М., Творчество Гоголя, 3 изд., М., 1959; E р м и л о в В., Н. В. Гоголь, 2 изд., М., 1957; его же, Некоторые вопросы теории советской драматургии. О гоголевской традиции, М., 1953; Степа но в Н., Н. В. Гоголь. Творческий путь, 2 изд., М., 1959. ff Cm.