О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Га Гб Гв Гг Гд Ге Гж Гз Ги Гй Гк Гл Гм Гн Го Гп Гр Гс Гт Гу Гф Гх Гц Гч Гш Гщ Гъ Гы Гь Гэ Гю Гя
 

ГОЛЬДФАДЕН

ГОЛЬДФАДЕН, Авраам (12. VII. 1840, Старо-константиновка, б. Волынской губ.,-9. I. 1908, Нью-Йорк)- еврейский поэт, драматург, композитор-мелодист, театральный организатор, режиссер, актер. Основатель еврейского т-ра. Род. в семье часовщика, воспитавшего сына в духе "просветительства". Был учителем, занимался журналистикой, писал стихи и песни. Первые драматургич. опыты писателя -драм. этюд "Цвей шхейнес" ("Две соседки") и бытовая комедия "Ди муме Сосье" ("Тетя Сосье"). В 1876 Г. поселился в Яссах (Румыния), где организовал первую евр. профессиональную труппу. С этого времени развертывается его многообразная театр.-драматургич. деятельность. Со своей труппой Г. объездил множество городов России (в т. ч. Одесса, Харьков, Киев, Петербург, Москва). После запрещения в России евр. т-ра (1883) Г., назвав свою труппу "Немецкой труппой", играл в Варшаве и ряде др. городов. Затем эмигрировал. Жил и работал в США, Англии, Франции. С 1903 окончательно обосновался в Нью-Йорке. Г. сыграл крупную роль в истории становления и развития евр. т-ра как воспитатель целого поколения евр. актеров и как драматург. Г.- автор св. 40 многоактных и одноактных комедий, драм, мелодрам, оперетт. Среди наиболее известных: комедия "Ди штуме кале" ("Немая невеста", 1877), комедия-водевиль "Шмендрик" (1877), мелодрама "Ди бобе мити эйникл" ("Бабушка и внук", 1879), "Ди кишеф-махерн" ("Колдунья", 1879), фарс-водевиль "Куне-лемлех" (1880), героико-романтич. мелодрама "Шула-лис" ("Суламифь", 1880), оперетта на историч. сюжет "Доктор Альмасадо" (1882), народно-героич. драма "Бар Кохба" (1882), пьеса с пением "Ди центе гебот" ("Десятая заповедь", .1887), комедия "Тодрес Блоз" (1888) и др. Драматургия Г. содержит элементы евр. нар. творчества, проникнута юмором, сатирич. мотивами, прославляет живые человеческие чувства и мысли. В спектаклях, пост. Г., комедийно-буффонные и гротесковые элементы евр. нар. т-ра (иск-во бадхенов, бродерзингеров, представления типа Пуримшпиль; см. Еврейский театр и драматургия} сочетались с реалистич. характеристиками персонажей. С о ч.: Избранные драматические произведения, Киев, 1940 (на евр. яз.). Лит.: Ойслендер H., Еврейский театр (1887-1917), M., 1940, с. 7-40 (на евр. яз.); Добрушин И., Драматургия классиков, М., 1948. А. Шн.