ГОНЗАГО
ГОНЗАГО, Г о н з а г a (Gonzago, Gon-zaga), Пьетро Готтардо (в России Петр Федорович) [25.III. 1751, Лонгаро-не,-25.УП (6.VIII). 1831, Петербург-итальянский театральный художник и декоратор. Мастер архитектурных росписей и парковой архитектуры. Жил в Венеции и Милане, где учился у худ. А. Визентини, Дж. Моретти, известных декораторов бр. Галлиари. Большое влияние на творчество Г. оказало иск-во художников К. Биббиены, А. Каналетто, Дж. Б. Пиранези. Деятельность Г. протекала в т-рах мн. городов Италии ("Ла Скала" - Милан, "Алиберти" - Рим, Герцогский т-р - Парма, и др.). Г. писал декорации для балетов "Венера на Кипре", "Сельский праздник", пост. Галле (оба в 1779), для опер "Цирцея" Чи-марозы, "Мнимый Сократ" Папзиелло(оба в 1783), "Ифигения в Тавриде" Монца (1784), "Ифигения в Авлиде" Керубини (1788), "Пирр, царь Эпира" Цингарелли (1792) п др. В 1792 по приглашению князя Н. Б. Юсупова Г. поселился в России, где наиболее полно раскрылось его дарование театр. художника. Г. был назначен (1792) декоратором императорских т-ров в Петербурге, избран (1794) почетным вольным общником Академии художеств как "знаменитый художник в искусстве живописи, перспективы и декорации". Он писал декорации для императорских Большого и Эрмитажного т-ров в Петербурге, дворцовых т-ров в Гатчине, Павловске, Петергофе, для Петровского т-ра в Москве (т-р М. Медокса). В числе работ Г.: декорации к балетам "Орфей" на муз. Глюка (1795), "Амур и Психея" (1796), "Возвращение Полиерцета" (1799) Мартин-и-Солера, "Бланка, или Ера.к из отмщения" А. Титова (оба в 1803), "Торжество России, или Русские в Париже" Кавоса (1814), "Альцеста, или Сошествие Геркулеса в ад" Антонолини (1821), к операм "Камилла, или Подземелье..." Далейрака (1800), к опере-балету "Принцесса Требизондская..." Кавоса (1822), к трагедии "Эдип в Афинах" Озерова (1804). Г.- автор проекта крепостного т-ра Юсуповых (в подмосковной усадьбе "Архангельское"). В 1828 вышел в отставку. Законченных эскизов декораций Г. почти не сохранилось, о его иск-ве можно судить лишь по его рисункам. Г. владел приемами архитектурного перспективиз-ма, мастерством композиции, ясно, ритмически четко распределял сценич. пространство, создавая пластичные, монументальные декорации в духе классицизма, он отказался от традиции типовых декораций. Разрабатывая интерьер, стремился к простым и экономным пространственным решениям, а при воспроизведении пейзажа - к созданию атмосферы естественности. В поздних работах Г. заметно влияние романтизма (введение "пейзажных" сюжетов, "лунного" освещения и др.). Г. написал трактаты "Сообщение моему начальнику, или разъяснение театрального декоратора" и "Музыка для глаза и театральная оптика" (изд. в 1807) и др., в к-рых изложил свои теоретич. взгляды в области театрально-декорац. иск-ва. Г. выступает как поборник эстетики просветит, классицизма. Борясь против принципов барокко, он требует "освободить искусство от искажавших его пороков и предрассудков и вернуть его простым принципам подражания", настаивает на том, чтобы театр. живопись носила лирич., эмоциональный характер, а декорационное оформление стало орга-нич. элементом спектакля. Традиции иск-ва Г. развивали в 1-й пол. 19 в. декораторы Д. Карсини, Б. Джерлини, Ф. Лукини, А. Кондратьев, И. Мартынов и др. Соч.: Idee cPun theatre pour l'opera..., Roma, 1805; Information a mon chef..., St. Petersbours, 1807; La musique des yeux et l'optique theatrale.... St. Petersbourg, 1807; Remarques sur la construction des theatres..., St. Petersbourg, 1817. Лит.: Архив дирекции императорских театров, вып. 1, 1746-1801, СПБ. 1892, отд. I-IH; Курбатов В., Гонзаго, "ЕИТ", СПБ, 1912, вып. IV; Кашин Н., Новые материалы о Пьетро Гонзаго, "Театр и драматургия", 1935, .ј 12; Бессонов С.В., Архангельское. Подмосковная усадьба, М.,1937;Степанов В., Новонайденный альбом театральных эскизов Пьетро ди Готтардо Гонзага, "Искусство", 1938, 6;Гозенпуд А.А., Музыкальный театр в России, Л., 1959; История русского искусства, т. 7, M., 1961. р. Jf.