ГОНКУР
ГОНКУР (Concourt), братья Эдмон (26. V. 1822- 15.VII.1896) и Жюль (19.XII. 1830-20.VI.1870) -французские писатели, драматурги, теоретики искусства. В 1851 начали лит. деятельность. Работали в соавторстве. Написали ряд романов и неск. пьес, в т. ч. "Генриетта Марешаль" (1865, "Комеди Франсез"). Драма "Отечество в опасности" пост. Антуаном в Свободном т-ре (1889); здесь же были пост. инсц. романа бр. Г. "Сестра Филомена" (1887) и романа "Девица Элиза" (1890), написанного Эдмоном Г. В т-ре "Одеон" пост. инсц. "Жермини Ласерте" (1888), в "Жимназ"- инсц. "Шарля Демайи" (1892). Теория и художеств. практика бр. Г. явилась этапом в развитии натурализма во Франции. Они требовали документальной точности в описании событий, придавали решающее значение законам физиологии, влиянию среды, большое внимание уделяли анализу психологии персонажей, изысканной отделке деталей, стилистич. обработке произведения. После смерти брата (1870) Эдмон Г. написал романы: "Братья Земганно" (1877, т-р "Меню-Плезир"-1890) из жизни артистов цирка, "Фаустина" (1882) из жизни парижского т-ра, а также работы о франц. актрисах 18 в., в т. ч. "Мадемуазель Клерон" (1890)-книгу, основанную на переписке Клерон. Он обработал "Дневник" (9 тт.), к-рый писал вместе с Жюлем Г. Этот труд содержит большой материал по духовной культуре Франции 2-й пол. 19 в., в частности по истории драматургии и т-ра. Интересуясь вопросами т-ра, Эдмон Г., однако, считал его низшим, умирающим видом иск-ва. Позднее в творчестве Эд-мона Г. усиливаются антидемократич. черты; он переходит к психологическому импрессионизму, утверждает необходимость фиксировать в иск-ве малейшие настроения, оттенки чувств, психологического состояния людей. Поэтому Эдмон Г. считается и основоположником импрессионизма во французской литературе. Соч.: Journal des Goncourt, v. 1-9, P., 1887-96; Journal. Memoires de la vie litteraire, v. 1-20, Monaco, 1956-57; в рус. пер.- Дневник братьев Гонкур, М., 1898; ...из "Дневника...", Л., 1961; Goncourt Ed., Mademoiselle Clairon, P., 1890. Лит.: А н т у а н А., Дневники директора театра, пер. с франц., М.-Л., 1939; S a b a t i e r. L'esthetique des Goncourt, P., 1920; S a r с e y Fr., Quarante ans de theatre, P., 1900-1902. Ал. П.