О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Га Гб Гв Гг Гд Ге Гж Гз Ги Гй Гк Гл Гм Гн Го Гп Гр Гс Гт Гу Гф Гх Гц Гч Гш Гщ Гъ Гы Гь Гэ Гю Гя
 

ГОССЕК

ГОССЕК (Gossec), Франсуа Жозеф (17.1Л734, дер. Верньи, провинция Эно, ныне в Бельгии,-16.11. 1829, Пасси, близ Парижа) - французский композитор, дирижер, музыкально-общественный деятель. По происхождению бельгиец. Крупнейший муз. деятель периода франц. бурж, революции конца 18 в. Член Ин-та Франции (с 1795). Был. певчим в хоре кафедрального собора в Антверпене. Обучался игре на скрипке. В 1751 по приглашению Рамо приехал в Париж, работал ' капельмейстером в частных капеллах. Вскоре завоевал известность как композитор симф., оперной, церковной и камерной музыки. В 1780-е гг. горячо поддерживал оперную реформу Глюка. Был одним из директоров Академии музыки ("Гранд-Опера"). В 1784 учредил Королевскую школу пения и декламации, на основе к-рой в 1793 возник Нац. муз. ин-т (с 1795-консерватория). В годы революции Г.- дирижер оркестра Нац. гвардии и "Композитор Республики". В 1795 - 1816 Г. - сначала инспектор, затем профессор композиции консерватории. В 1799-1804 и 1809-12-член комиссии по отбору репертуара "Гранд-Опера". Г.- родоначальник франц. симфонии, новатор в области оркестра. Прославился также как композитор массовых муз. произв., исполнявшихся на нар. революц. празднествах, б. ч. на открытом воздухе ("Народ, пробудись!", "Песня 14 июля", "Гимн на праздник Федерации" и др.). Автор св. 20 опер, в т. ч. "Рыбаки" (1766, т-р "Комеди Итальенн", Париж), "Туанон и Туанетта" (1767, там же), "Сабинус" (1773, Версаль), "Алексис и Дафна", "Филимон и Бав-кида" (обе 1775), "Сельский праздник" (1778), "Розина, или Покинутая супруга" (1786), "Дар свободе" (1792), "Триумф Республики, или Лагерь при Гранпре" (1793) (все пост. "Гранд-Опера", Париж). Раннее творчество Г. способствовало становлению франц. комич. оперы. В произв. эпохи революции воплощаются патриотич. идеи, революц. подъем нар. масс; в партитуру оперы "Дар свободе" Г. ввел "Марсельезу". Г. принадлежат также балеты "Анетта и Любен" (1778), "Мирза" (1779), пост. "Гранд-Опера", Париж, и др., музыка к пасторали "Гилас и Сильвия" Р. де Шабана (1768, "Комеди Франсез"), к трагедиям "Электра" Д. де Рошфора (1782, Версаль) и "Аталия" Расина (1785, Фонтенбло), дополнительные номера к опере-балету "Любовь богов" Ж. Муре (1757, "Гранд-Опера") и к операм Глюка "Альцеста" (1776, там же) и "Ифиге-ния в Тавриде" (1779, там же), симфонии, оратории и др. Соч.: Methode de chant du Conservatoire de musique, [P., 1803]. Лит.: Гершензон M., Две жизни Госсека. M., 1933; P а д и г е А., Музыканты эпохи Великой Французской революции, пер. с франц., М." 1934; H e d o u i n P., Gossec, sa vie et ses ouvrages, P., 1852; D u f r a n e L., Gossec, P.- Brux., 1927; Tonnard F., Francois Joseph Gossec musicien hennuyer dela Revolution francaise, Brux., 1938; P r o d'homme J.-G., Francois-Joseph Gossec, P , 1949. Вл. О.