О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Га Гб Гв Гг Гд Ге Гж Гз Ги Гй Гк Гл Гм Гн Го Гп Гр Гс Гт Гу Гф Гх Гц Гч Гш Гщ Гъ Гы Гь Гэ Гю Гя
 

ГОТШЕД

ГОТШЕД (Gottsched), Иоганн Христоф (2.II.1700, Кенигсберг,-12.XII.1766, Лейпциг) - немецкий теоретик искусств и драматург. Представитель нем. классицизма 18 в. Окончил богословский ф-т Кенигс-бергского ун-та. С 1725 жил в Лейпциге, был преподавателем, а с 1735 профессором "изящных искусств". Основал лит. журналы: "Разумные порица-тельницы" (1725-26) и "Честный человек" (1727), в журналах, так же как и в своих теоретич. работах ("Опыт критической поэтики", 1730, "Немецкий театр. согласно правил древней Греции и Рима", 1741-45) и лекциях, Г. выступал как противник т. н."барочного т-ра", получившего распространение в Германии в конце 17- нач. 18 вв., с характерными для этого театра преувеличениями трагического и комического, грубостью буффонады, пристрастием к импровизациям. Горячий последователь франц. классицизма, Г. декларировал упорядоченное искусство, четкое деление на трагические и комические жанры, подчинение незыблемым правилам "трех единств". Настаивал на изгнании из лит. сюжетов упоминания о сверхъестественном, чудесном, необъяснимом с точки зрения здравого смысла. От актеров он требовал замены бурлескных приемов игры патетич. напевной декламацией, торжественными жестами. Сторонник "просвещенного абсолютизма", Г. видел смысл театр. представления в изображении победы долга (понимаемого как долг по отношению к государю) над чувствами. Победа гражданина над человеком была одной из основных тем т-ра эпохи Просвещения. Этой идее посвящена трагедия Г. "Умирающий Катон" (1732) - рассудочное и бездейственное произведение, к-рое, однако, сохранялось в репертуаре нем. т-ра в течение 25 лет и выдержало 10 изданий. Свои теоретич. взгляды Г. пытался применить на практике в лейпцигской драм. труппе К. Нейбер идейным руководителем к-рой он был с 1727. После разрыва с труппой Нейбер, последовавшего в 1740, Г. руководил труппами И. Ф. Шене-мана и Г. Г. Коха. Положительное значение театр. деятельности Г.- в его стремлении воссоединить сценич. иск-во с лит-рой. Г. уделял много внимания формированию лит. языка в нем. драматургии. Он первый познакомил нем. зрителей и читателей с произв. Корнеля, Расинаидр. Вместе с тем преклонение Г. перед аристократами, желание потворствовать их вкусам, галломания, пренебрежение нац. традициями, рационализм, отсутствие в его собственных драм. произв. и переводах живого, творч. начала вызвали справедливые нарекания и насмешки Г. Э. Лессинга, писателей "Бури и натиска", а впоследствии и Н. Г. Чернышевского. Соч.: Gesammelte Schriften, hrsg. von E. Reiche!, Bd 1-6, В., 1901-06. Лит.: Гербель H.B. (ред.), Немецкие поэты в биографиях и образцах, СПБ, 1877; Дживелегов А., Бояджиев Г., История западноевропейского театра от возникновения до 1789 г., М.-Л., 1941, с. 529-534; История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мо-кульского. т. 2, М-, 1957, с. 431-446; D a n z e 1 Th. W., Gottsched und seine Zeit, Lpz., 1838; W o l f f E., Gottscheds Stellung im deutschen Bildungsleben, Bd 1-2, Kiel, 1895-97; W a n i e k G., Gottsched und die deutsche Literatur seiner Zeit, Lpz., 1897. T. П.