О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Га Гб Гв Гг Гд Ге Гж Гз Ги Гй Гк Гл Гм Гн Го Гп Гр Гс Гт Гу Гф Гх Гц Гч Гш Гщ Гъ Гы Гь Гэ Гю Гя
 

ГОФМАНСТАЛЬ

ГОФМАНСТАЛЬ, Хофмансталь Hofmann-sthal), Гуго фон (1.11.1874-15.VII.1929) - австрийский поэт и драматург. Представитель неоромантизма и символизма в австр. литературе нач. 20 в. Творческую деятельность начал в 1890. Г. испытал влияние М. Метерлинка, О. Уайльда, Г. Д'Аннунцио, был близок по идейной направленности философии Э. Маха и 3. Фрейда. От политич. и социальной борьбы в совр. ему мире Г. призывал к уходу в мир "чистого искусства" и романтич. мечты. Первые пьесы Г.- драматич. поэмы, они напоминают этюды или фрагменты. Пьесы эти (часто одноактные) лишены внешнего действия, их лирич. стихотворные монологи и диалоги передают интимные переживания, размышления, воспоминания героев. Они написаны лирич. музыкальными изысканными стихами. Гл. в драмах - описания сложных, утонченно-болезненных настроений. Действие драм происходит в стилизованной обстановке, лишенной историч. и местного колорита. Герои Г.- индивидуалисты, мечтатели, эстеты, отвергающие грубую реальную действительность ("Вчера", 1891, "Смерть Тициана", 1892, пост. 1901, "Свадьба Зобеиды", 1893, "Женщина в окне", 1898, "Авантюрист и певица", 1899) и понимающие бесплодность своего существования, свою обреченность (Клавдио - "Безумец и смерть", 1893). Большое место в творчестве Г. занимают античные трагедии, являющиеся вольными переложениями трагедий Софокла "Электра" (1903), "Эдип и Сфинкс" (1906), "Царь Эдип"(1909) и Еврипида "Алкеста" (1911). Античные сюжеты трактовались Г. в духе декадентской эстетики, философии Ф. Ницше и 3. Фрейда. Автор показывал торжество слепой власти рока и патологич. страстей. В произведениях, написанных после 1-й мировой войны, драматург использовал нек-рые приемы экспрессионистской драматургич. техники, оставаясь чуждым мировоззрению и эстетики экспрессионизма. Утверждение индивидуализма, реакционной романтики и мистич. черты еще усилились в пьесах Г. "Зальц-бургский большой театр жизни" (1923), "Башня" (1925). Пьесы Г. ставились в конце 19 - нач. 20 вв. во мн. т-рах Австрии и Германии. Большая часть их пост. впервые Рейнхардтом; в Нем. т-ре: "Электра" (1903), "Эдип и Сфинкс" (1906) и др., в берлинском цирке Шумана - "Царь Эдип" (1910). Пьеса Г. "Каждый человек" (1912; стилизация средневекового моралите) была пост. Рейнхардтом в 1920 на Зальцбургском театр. фестивале и с тех пор повторяется ежегодно (кроме 1938-44). В России пьесы Г. шли гл. обр. в нач. 20 в.- "Свадьба Зобеиды" в Т-ре Комисса ржевской (Петербург, 1907), "Электра" в Новом т-ре (Петербург, 1907) и в т-ре "Соловцов" в Киеве (пост. К. Марджанишвили, 1907). В 1925 во время гастролей в Москве С. Моисеи играл "Царя Эдипа". О. Брам ставил в Нем. т-ре драмы "Свадьба Зобеиды" и "Авантюрист и певица". По либретто Г. был написан ряд опер Р. Штрауса: "Кавалер роз" (1910), "Ариадна на Наксосе" (1912) и др. Соч.: Gesammelte Werke, Bd 1-6, В., 1924; в рус. пер.-Драмы, М., 1906. Лит.: К о l l m a n n A., Hugo von Hofmannsthal, Lpz., 1907; B er e n d s oh n W. A., Der Impressionismus Hofman-nsthals als Zeiterscheinung, Hamb., 1920; Jacob у К., H. v. Hofmannsthal. Bibliographie, B., 1936. JJ. Лоб.