О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Га Гб Гв Гг Гд Ге Гж Гз Ги Гй Гк Гл Гм Гн Го Гп Гр Гс Гт Гу Гф Гх Гц Гч Гш Гщ Гъ Гы Гь Гэ Гю Гя
 

ГРЕТРИ

ГРЕТРИ (Gretry), Андре (10 или 11. II. 1741,' Льеж,- 24.XI.1813, Монморанси)-французский композитор. По происхождению бельгиец. Член Института Франции (с 1795). Музыке обучался в Льеже у своего отца Франсуа Г., капельмейстера собора Сен-Де-ни, и др., с 1759-в Риме, в "Коллеж де Льеж", брал уроки у дирижера и композитора Дж. Б. Казали. Творч. деятельность начал в 1758. Первое произв. для сцены - интермеццо "Сборщица винограда" - написано для карнавала в Риме (1765, театр "Алиберти"). В 1766 в Женеве пост. первая опера Г. "Изабелла и Гертруда". В 1767 по совету Вольтера Г. переехал в Париж; здесь были поставлены оперы Г. "Гурон" (1768, т-р "Комеди Итальенн") и "Люсиль" (1769, там же), к-рые принесли композитору всеобщее признание. В последующие годы творчество Г. занимало видное место в муз. жизни Франции. Г. создал св. 50 опер, к-рые с успехом ставились на франц., итал., нем., швейц. и рус. оперных сценах В этот период он писал сентиментально-лирич. оперы, близкие по характеру к мещанской драме, нек-рые произв. Г. написаны в жанре комич. оперы. Оперы Г. показывают быт простых людей деревни и города. Изредка композитор использует фантастич., экзотич. и историч. сюжеты: "Говорящая картина" (1769, "Комеди Итальенн"), "Два скупца" (1770, Фонтенбло), "Испытание дружбы" (1770, там же), "Земира и Азор" (1771, там же), "Цефал и Прокрис" (1773, Версаль), "Мнимая магия" (1775, "Комеди Итальенн"), "Самнит-ские браки" (1777, там же), "Суд Мидаса"(1778, там же), "Каирский караван" (1783, Фонтенбло). В годы революции Г. был одним из инспекторов Парижской консерватории. В это время он написал неск. нар.-пат-риотич. и революц. опер - "Петр Великий" (1790, "Комеди Итальенн"), "Вильгельм Телль" (1791, там же), "Республиканская избранница, или Праздник разума" (1794, "Гранд-Опера"), "Тиран Дионисий" (1794,там же) и др. Опера "Ричард Львиное сердце" (1784, "Комеди Итальенн")-один из первых образцов "оперы спасения", имевшей большое значение в период революции. Писал комич. оперы на лирич. и сказочные темы: "Рауль Синяя Борода" (1789, "Комеди Итальенн"), "Анакреон у Поликрата" (1797, "Гранд-Опера"), "Деревенский цирюльник" (1797, т-р "Фейдо"). Талант Г. был высоко оценен современниками. Э. Мегюль называл его "Мольером музыкальной комедии". Творчество Г. подготовило основу для развития франц. лирич. оперы 19 в. Его оперы отличаются простотой и доступностью, теплотой мелодий, блестящим оркестровым колоритом. Г. был одним из первых композиторов, применившим принцип лейтмотива. Создал муз. произв. в др. жанрах. Др. оперы: "Друг дома" (1771, Фонтенбло), "Великолепный" (1773, "Комеди Итальенн"), "Ревнивый любовник" (1778), "Неожиданное происшествие", "Окассен и Николет" (1779, все пост. в' Версале), "Андромаха" (1780, "Гранд-Опера") "Двойное испытание" (1782, там же), "Амфитрион" (1786, Версаль), "Жозеф Барра" (1794, "Опера комик"), "Элиска, или Материнская любовь" (1799, там же), "Дельйис и Мопса" (1803. там же). Лит.: Wichmann H., Gretry und das musikalische Theater in Frankreich, Halle, 1929; B rene t M., Gretry, sa vie et ses oeuvres, P., 1884; Froidcourt G. de Gretry, Rouget de Lisle et la Marseillaise, Liege, 1945; Clerx S., Gretry, Brux., 1944; G r et г у A.M., Reflexions d'un solitaire, v. 1-4, Brux.- P., 1919-22 (в рус. пер. Г p е т p и , Мемуары или Очерки о музыке, т. 1, M.-Л., 1939); P о л л а н Р., Музыканты прошлых дней, пер. с франц., М., 1938. Д. А/., Вл. О.