О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Га Гб Гв Гг Гд Ге Гж Гз Ги Гй Гк Гл Гм Гн Го Гп Гр Гс Гт Гу Гф Гх Гц Гч Гш Гщ Гъ Гы Гь Гэ Гю Гя
 

ГРЕЧЕСКИЙ ТЕАТР

ГРЕЧЕСКИЙ ТЕАТР (новый). Турецкое иго препятствовало развитию новогреч. т-ра в течение 15-18 вв. Зачатки театр. иск-ва возникали лишь на территориях, свободных от тур. завоеваний, в нач. 17 в.- на о. Крит, в конце 18 в. - на о. Закинф. Становление театр. иск-ва в нач. 19 в. связано с нац.-освободит, борьбой греч. народа. Под влиянием деятельности тайного революц. об-ва "Филики Гетерия" в 1817-21 создаются первые любительские театр. труппы в Одессе и Бухаресте, где жили мн. деятели греч. нац.-освободит, движения. Эти труппы ставили тираноборч. трагедии Вольтера и Альфьери, а также патриотич. пьесы новогреч. авторов Г. Лассаниса - "Эллада и иностранец" и "Гармодий и Аристогитон", И. Замбелиоса - "Тимолеон" и др. После провозглашения гос. независимости (1830) началось становление нац. т-ра. Этот процесс был связан с преодолением серьезных трудностей (отсутствие помощи со стороны государства, конкуренция иностр. трупп). В Афинах первые спектакли были поставлены в 1836, но постоянные проф. труппы возникли лишь в нач. 60-х гг. Большое место в репертуаре этих трупп занимали историч. драмы совр. греч. писателей. Ставились также пьесы Мольера, Гольд они, Шиллера, Гюго, Шекспира (гл. обр. в переделках). В актерском исполнении преобладали напыщенная декламация, искусственный пафос. Среди крупных актеров Греции сер. ,19 в.- П. Суцас, Д. Тавуларис, Д. Алексиадис, П. Вонасера и др. В конце 19 в. признание получили трагедийные актрисы Е. Па-раскевопулу, Е. Верони и актер-романтик, исполнитель шекспировских ролей Н. Лекацас. В 90-е гг. особым успехом пользовались легкие комедии и лирич. драмы с песнями - "комидиллион". В этом жанре прославился комедийный актер Е. Пандопулос, игра к-рого отличалась чертами народности и реализма. В нач. 20 в. К. Христоманос организовал т-р "Неа скини" ("Новая сцена", 1901), где пост. спектакли: "Дикая утка" Ибсена, "Нахлебник" Тургенева, "Власть тьмы", "Трактирщица" ("Хозяйка гостиницы") и др., а также реалистич. пьесы совр. греч. драматургов Г. Ксенопулоса ("Тайна графини Валерены"), Я. Камбисиса ("Курды"), М. Авгериса ("Перед людьми"). Христоманос стремился к созданию актерского ансамбля, требовал от актеров тщательной работы над ролями, реалистич. трактовки образов. Однако в творчестве Христоманоса сказались и натуралистич. тенденции. В дальнейшем т-р "Неа скини" ставил безыдейные развлекательные пьесы. Вскоре т-р пришел к творч. кризису и в 1906 прекратил свое существование. В 1901 возник гос. Королевский т-р в Афинах (см. Греческий Королевский театр), в к-ром работал один из первых греч. режиссеров Ф. Иконому, внесший большой вклад в развитие актерского иск-ва и постановочной культуры. На рубеже 19-20 вв. получили распространение пьесы на темы совр. жизни, написанные греч. авторами Г. Ксенопулосом, П. Нир-ванасом, Д. Тангопулосом, П. Хорном, Д. Богрисом и Др. Ставились произв. зап.-европ. и рус. классич. драматургии. В актерском иск-ве усилились реалистич. тенденции, наиболее ярко проявившиеся в творчестве Э. Веакиса, М. Котопули, В 1910-20-е гг. в греч. театр. иск-ве заметны явления упадка. Т-ры становятся коммерч. предприятиями, в них ставятся гл. обр. низкопробные бульварные пьесы. Отдельные художеств. достижения связаны в этот период с творчеством актрис Котопули и Ки-вели, возглавлявших собств. труппы, с деятельностью реж. Иконому в "Т-ре консерватории" (1917-21) и др. Попытки преодолеть кризис т-ра характеризуют творчество реж. Ф. Политиса поставившего в 1925 в "Об-ве греч. т-ра" (осн. в 1919) спектакли "Эдип-царь" Софокла (с Э. Веакисом в заглавной роли), "Ревизор"; "Братья Карамазовы" по Достоевскому. В 1927-29 Политис осуществляет в "Профессиональной школе т-ра" пост. спектаклей, отмеченных высокими художеств. достоинствами ("Василикос" Матесиса и др.). В 1930 прогрессивный театр. деятель и драматург В. Ротас создал "Народный т-р", просуществовавший до 1934. Попытки организовать постоянные театр. коллективы предпринимал С. Мелас ("Т-р искусства", 1925, "Свободная сцена", 1929-30). Значительные в художеств. отношении спектакли осуществил в 1934 в т-ре "Народная сцена" реж. К. Кун ("Ал-кеста" Еврипида, "Эрофили" Хортакиса и Др.). Крупным событием театр. жизни 30-х гг. явились спектакли афинского Нац. т-ра, осн. в 1932 (см. Греческий национальный театр), в к-ром работали реж. Ф. По-литис и Д. Рондирис. Значительные постановки были созданы в 1932-34 театр. коллективом, в к-ром работали актрисы М. Котопули и Кивели ("Мария Стюарт" и др.). С 1934 т-р Котопули объединил таких талантливых актеров, как П. Гавриилидис, В. Логотети-дис, Д. Мират, Г. Папас, А. Яннидис, здесь ставились совр. реалистич. пьесы. В т-ре, руководимом В. Арги-ропулосом (с 1924), шли легкие комедии и фарсы. В 1934 начал деятельность т-р под рук. К. Мусуриса, в 1936 - т-р под рук. К. Андреади. Фашистская диктатура (1936-41) и иностр. оккупация (1941-44) препятствовали развитию прогрессивных тенденций в театр. иск-ве; в 1936 фашистская цензура запретила спектакли "Дальняя дорога" Арбузова (т-р К. Андреади), "Святая Иоанна" Шоу (т-р К. Мусуриса). Запрещались пост. пьес прогрессивных авторов, в т. ч. историч. драмы "Ри гас Велестинлис" В. Ротаса и др. Нац.-освободит. борьба 1941-44 и борьба за демократию в годы после 2-и мировой войны поставили перед т-р ом новые задачи, деятели театр. иск-ва стремились отразить в спектаклях интересы широких нар. масс, борющихся за независимость родины. Это стремление наиболее полно сказалось в творч. практике т-ра "Объединенных артистов" (осн. в 1945), в к-ром выступали актеры: Э. Веакис, А. Ян-нидис, Г. Глинос, Миранда Теохари, реж. Я. Саран-дидис, Т. Музенидис, Г. Севастикоглу и др. Наряду с произв. "Феодора" Фотиадиса, "Пробуждение" Кодзиаса, "Летом мы пожнем" А. Дамианоса, "Кто работает, тот ест" Н. Цекураса т-р впервые в Греции пост. "Враги", "Нашествие" и пьесы передовых драматургов др. стран. Усиление поли-тич. реакции привело к закрытию т-ра в 1946, прогрессивные театр. деятели подверглись преследованиям, В последующие годы передовые актеры, режиссеры и драматурги продолжали борьбу за демократич. нск-во. В 1955 был создан "Греч. нар. т-р" под рук. актера М. Катракиса, где были пост. спектакли: "Христа распинают снова" по одноим. роману Н. Ка-зандзакипа, историч. драма "Караискакис" Фотиадиса и Ставру, "Фуэнтеовехуна" Лопе де Вега, "Идиот" по Достоевскому и др. В 40-50-х гг. значительным событием в театр. жизни страны стали пост. Художеств. т-ра ("Театрон технис"; осн. в 1942 реж. К. Куном) - "Кавказский меловой круг" (1957), "Добрый человек из Сезуана" (1958), "Восхождению Артуро У и можно было помешать" (1961) Брехта, "Двор чудес" И. Кам-панеллиса (1958), "Дядя Ваня" (1960). Среди спектаклей др. т-ров - "Дневник Анны Франк" Гудрич и Хакетт, "Человек, который делает дождь" Наша, "Дама с камелиями" Дюма-сына (1956, 1959, т-р Э. Ламбети - Д. Хорна), "Дело Дрейфуса" М. Ску-лудиса (1959, т-р Д. Мирата), "Бравый солдат Швейк" по Гашеку, "Топаз" Паньоля (1956, 1958, т-р М. Фото-пул оса), "Филумена Мартурано" Де Филиппе (1959, т-р К. Андреади). В т-ре, возглавлявшемся видным комедийным актером В. Логотетидисом (ум. 1960), ставились комедии Д. Псатаса, Г. Руссоса и др. В 1959 организован "Неон театрон" под рук. В. Диа-мандопулоса и М. Алкеу, здесь пост. спектакли "Сказка без названия" И. Кампанеллиса, "Деревья умирают стоя" Касоны, "Жизнь Галилея" Брехта. Развитие Г. т. тормозят финансовые затруднения, в т. ч. большие налоги, отсутствие помощи со стороны гос-ва. Крупные театр. деятели Д. Хорн, К. Андреади, К. Мусурис, имеющие собств. театр. труппы, все чаще обращаются к пост. легковесных "бульварных" пьес. В работе летних т-ров, организуемых на один сезон, заметна тенденция к пост. пышных спектаклей-зрелищ, к-рые не отличаются художеств. достоинствами. В конце 50-х - нач. 60-х гг. молодые режиссеры организовали в противовес коммерч. т-рам труппы, занимающиеся экспериментированием, творч. поисками. Реж. Т. Алкулисв руководимых им "Т-ре 1959" и "Т-ре 1961" пост. спектакли "Потерянное письмо" Караджале, "Седая девушка" Хэ Цзин-чжи и Дин Ни. Т-р "Двенадцатый занавес" ставит ежегодно спектакль, состоящий из 3 одноактных пьес начинающих греч. драматургов. Творч. направление этого т-ра сформировалось под влиянием франц. "авангардизма". В 1960 осн. т-р "Пория" ("Путь") под рук. драматурга и режиссера А. Дамианоса, ставящий гл. обр. пьесы совр. драматургов. "Пирейский т-р" (осн. в 1957), работающий под рук. реж. Д. Рондириса в г. Пирее, ставит пьесы Шекспира, Шиллера, Эсхила, Софокла, П. Хорна, П. Кайаса и др. В 1961 начал работу Гос. т-р в Салониках (реж. С. Карандинос). Среди др. известных театр. деятелей Греции - реж. П. Кацедис, М. Пло-ритис, М. Лигизос, М. Какоянис, Н. Хадзискос, актеры и актрисы А. Александракис, Э. Хадзиаргири, А. Кацелис, М. Меркури, А. Валаку, Э. Верги, В. За-витсиану, Д. Карези, худ. М. Ангелопулос, Г. Ане-моянис, Г. В акало, С. Василиу, К. Клонис, Я. Стефа-неллис, Я. Царухис, А. Фокас. Большое распространение получил т-р обозрения (комедийные сцены с муз. номерами), в спектаклях к-рого находят выражение бытовая и социальная сатира, отклик на актуальные политич. события. Со 2-й пол. 19 в. в Греции получил большое распространение и нар. теневой т-р "Карагиозис", к-рый до 30-40-х гг. 20 в. был наиболее популярным нар. зрелищем. Музыкальный театр. До 80-х гг. 19 в. в Греции не было проф. оперного т-ра; в Афинах гастролировали итал. и франц. оперные труппы. После 1867 на о-вах Корфу и Закинф были пост. любительские оперные спектакли, здесь были исполнены первые произв. греч. композиторов С. Ксин-даса, С. Самараса, П. Каррера и др. Первое выступление греч. проф. оперной труппы состоялось в Афинах в марте 1888 (опера С. Ксиндаса "Кандидат в депутаты"), С 1889 эта труппа под рук. композитора и дирижера Д. Лаврангаса осуществила пост. опер греч. и зап.-европ. композиторов в Афинах и др. сородах Греции, а также за границей, в т. ч. в России (Одесса, 1890). Хотя этой труппе приходилось преодолевать серьезные трудности и деятельность ее проходила с большими перерывами, здесь выросли первые нац. оперные артисты - певцы Я. Апостолу, И. Ангелопулос, Н. Мораитис, певицы 3. Влахопулу, А. Кипарисси и др. Попытка создания нац. школы оперного иск-ва осуществлена в 1915-19 композитором М. Каломирисом (опера "Кольцо матери", 1917, и др.). В 1933 он создал "Нац. оперную труппу", просуществовавшую два года. Отрывки из опер разл. композиторов ставились учащимися Афинской консерватории (осн. в 1873). Отсутствие постоянной оперной труппы вынуждало греч. артистов искать работу за границей (М. Перра, Е. Николаиду, А. Тассо-пулу, О. Лаппас, К. Енголифопулос, Н. Мосхонас, М. Каллас и Др.). Проф. опереточные труппы возникают в Греции после 1908, в них ставятся произв. греч. композиторов (Т. Сакелларидис, Н. Хадзиапостолу) и оперетты зарубежных авторов. Расцвет оперетты в Греции относится к 1910-20 и связан с именем талантливого актера И. Папаиоанну. В 1940 в Афинах основан первый в Греции гос. муз. т-р "Лирики скини", ставящий оперы и оперетты. В т-ре были пост. "Фиделио" Бетховена, "Борис Годунов" Мусоргского, произв. Верди, Россини, Пуччини, Моцарта, а также греч. композиторов М. Каломириса, Г. Склавоса и др. Среди солистов этого т-ра - Ф. Аидалй, 3. Влахо-пулу, Н. By тира, Е. Гага-Спиропулу, В. Георгиу, К. Дамасиоти, А. Захарату, Н. Франгиа-Спилиопулу, П. Епитропакис, Д. Евстратиу, Н. Захариу, Л. Иоан-нидис, Г. Коколиос, М. Коронис, К. Пасхалис, А. Пандазинос, Д. Танос и др. Режиссеры-Ф. Теоло-гидис, Д. Рондирис, А. Минотис и др. Дирижеры - А. Паридис, А. Евангелатос, Л. Зорас и др. Постоянного балетного т-ра в Греции не существует. Отдельные балетные спектакли ставятся учащимися частных балетных школ - К. Працика, и танцевальными ансамблями под рук. Д. Страту, Р. Ману и др. В Афинах также работают т. н. т-ры обозрения, ставящие комедийные сценки и муз. номера - жанр, сформировавшийся на рубеже 19-20 вв. Наиболее популярные актеры этого т-ра в 20-50-е гг. 20 в. - П. Кирьякос, Я. Принеас, К. Мавреас, М. Коккинис, В. Авлонитис, О. Макрис и др., в развитие эстрадного т-ра большой вклад внес К. Триандафиллу (Аттик). Лит.: Le theatre neogrec. Histoire abregee du theatre neogrec, Athenes, 1957; ?., ? ? ?, . 1-2, ,1938-39; ? ? ? ? ? ? ? ?., ? ? ? ?, ?. 1, (1951); ? ?., ? ?, , 1944. 77. (J,