О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Га Гб Гв Гг Гд Ге Гж Гз Ги Гй Гк Гл Гм Гн Го Гп Гр Гс Гт Гу Гф Гх Гц Гч Гш Гщ Гъ Гы Гь Гэ Гю Гя
 

ГРИБОЕДОВ

ГРИБОЕДОВ, Александр Сергеевич [4(15).1.1795, Москва,-30. I (11. II). 1829, Тегеран]-русский драматург и поэт. Один из основоположников реализма в рус. лит-ре и т-ре. Род. в семье офицера рус. гвардии. Окончил со степенью кандидата словесный (1808) и юридич. (1810) ф-ты Моск. ун-та; затем учился на физико-математич. ф-те ун-та. Г. владел многими европ. и вост. языками, был превосходным музыкантом, сам писал музыку (сохранились 2 его вальса для фп.). В 1812 пошел добровольцем в армию. В 1816 вышел в отставку, поступил на службу в Коллегию иностр. дел (Петербург). В 1818 был секретарем рус. дипломатич. миссии в Персии и направлен в Тифлис; затем жил в Тебризе. В 1822 Г. назначен секретарем по дипломатич- части при командующем рус. войсками на Кавказе генерале А. П. Ермолове. 1823 Г. проводит в Москве, 1824 - в Петербурге. За время пребывания в столице сблизился с Пушкиным, а также с членами тайного политич. об-ва-В. К. Кюхельбекером, Н. М. Муравьевым, П. Я. Чаадаевым, П. Г. Каховским, К. Ф. Рылеевым, А. А. Бестужевым, А. И. Одоевским и др. По своим взглядам и настроениям Г. примыкал к декабристскому движению, хотя не верил в возможность успеха воен. заговора без участия нар. масс. В Петербурге усиливается интерес Г. к т-ру, расширяются его театр. знакомства (артисты: Е. С. Семенова, А. М. Колосова, М. И. Вальберхова, В. А. Каратыгин, И. И. Сосницкий; балерины: А. И. Истомина, Е. А. Телешова). Интерес к т-ру сближает Г. и с петерб. поэтами и драматургами: П. А. Вяземским, Н. И. Хмельницким, А. А. Шаховским, П. А. Катениным, ставшими соавторами его ранних драматургич. опытов. Г. был творчески связан с композиторами А. А. Алябьевым и А. Н. Верстов-ским (последний сочинил музыку к водевилю Г. и Вяземского "Кто брат, кто сестра", 1824). Ранние комедии Г. : "Молодые супруги" (1814, свободная переделка популярной в те годы комедии франц. драматурга К. де Лессера "Семейная тайна") и "Притворная неверность" (1817-вольный перевод Г. п А. А. Жандра одно им. франц. комедии Барта) представляли собой типичные образцы модного в 10-е гг. 19 в. жанра светской комедии. Комедия "Молодые супруги" была впервые пост. на петерб. сцене 29 сент. 1815 (с участием Е. С. Семеновой, Р1. И. Сосницкого, Я. Г. Брянского), в Москве - 4 июля 1816, в 10-20-е гг. 19 в. не раз успешно возобновлялась на столичной и провинц. сцене. "Притворная неверность" была пост. 11 февр. 1818 в Петербурге; 3 сент. 1818 в Москве, в 1820 в Орле в крепостном т-ре графа Каменского (первая провинц. пост.). Эта комедия неоднократно ставилась впоследствии, в особенности в 20-х гг. 19 в. Большей оригинала ностыо и свежестью отличались отдельные сцены комедии "Своя семья, или Замужняя невеста", написанные Г. в 1817 (осн. автор Шаховской, соавторы Г. и Хмельницкий). Первая пост. "Своей семьи" состоялась в Петербурге 24 янв. 1818 в бенефис Вальбер-ховой. Комедия удержалась на сцене до нашего времени. В числе лучших ее исполнителей в Александрийском т-ре-М. Г. Савина (Наташа, 1888), В. Н. Давыдов и Е. Н. Жулева (Бирюлькин и Звонкина, 1896); в Малом т-ре-Н. С. Васильева и А. П. Ленский (Мавра Савишна и Милен, 1876); в Моск. драм. т-ре М. М. Блюменталь-Тамарина (Звонкина, 1918), Наиболее значит, пост. комедии в сов. время были осуществлены 4-й Студией МХАТа( 1923), Ленинградскимт-пом Комедии (1938), ЦТКА (1948), Моск. т-ром им. Пуш кина (1950), ташкентским Рус. т-ром (1953), фрунзенским Рус. т-ром (1953). Реалистич.-сатирич. черты творчества Г. впервые проявились в комедии Г. и Катенина "Студент" (1817, опубл. в 1889), близкой по жанру к сатирич. бытовым комедиям И. А.Крылова. В "Студенте" показана чванливая, эгоистич. барская среда, ее крепостнич. нравы. При жизни авторов комедия на сцене не ставилась. Единственная ее значит, пост. была осуществлена в Александрийском т-ре в 1904. Последний по времени вод ев иль,. написанный при участии Г.,-"Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом" (1823). По свидетельству его соавтора Вяземского, Г, принадлежит вся проза расположение сцен, разговор и пр. Водевиль был впервые пост. в Москве 24 янв. 1824, но успеха не имел. В Петербурге водевиль был представлен 1 сент. 1824 в присутствии Г. и повторен дважды. В 1824 Г. завершает свое гл. произв.- комедию "Горе от ума" и проводит ее публичное чтение. Комедия была задумана, по-видимому, еще в 1816, но к ее непосредственному написанию Г. приступил только в 1818 в Персии (Иране). Продолжал работу над рукописью в Тифлисе и в Москве. Вместе с "Горе от ума" Г. привез в столицу планы и наброски трех роман-тич. трагедий (опубл. в 1859). В "Грузинской ночи", написанной на материале истории феод. Грузии, Г. обличал крепостнич. строй; в "Родамисте и Зенобии" (события происходят в Др. Армении) Г. собирался показать неудавшийся заговор вельмож против царя; в плане трагедии "1812 год" (точная датировка не установлена) крепостной крестьянин-патриот, герой Отечественной войны, вернувшись "под палку господина", предпочитает смерть рабству. И в последующие годы, в период жесточайшей правительств венной реакции, наступившей после разгрома декабристов, писатель не утерял интереса к социально-политич. вопросам, в частности к вопросу о роли народа в истории, в обществ, борьбе. В 1825 Г. вернулся на Кавказ. В конце 1826 в крепости Грозный он был арестован, увезен в Петербург и привлечен по делу декабристов. Однако следственной комиссии не удалось доказать его участия в заговоре. По окончании русско-персидской войны 1826- 1828 Г. принял участие в выработке Туркманчайско-го мирного договора. С текстом этого договора в 1828 Г. в последний раз прибыл в Петербург. В апр. 1828 он был направлен в замаскированную политич. ссылку - полномочным министром-резидентом в Персию (по пути Г. провел нсск. месяцев в Грузии, где сблизился с грузинской интеллигенцией, поэтами Н. Бараташвили, А. Чавчавад-зе, Г. Орбелиани и др. В Тифлисе Г. женился на дочери А. Чавчавадзе- Нине). Агенты английской дипломатии и реакционные тегеранские круги, недовольные миром с Россией, натравили фанатически настроенную толпу на русскую миссию. После отчаянной схватки Г. был убит. Величайшее создание Г.-комедия "Горе от ума"- одно из крупнейших произведений рус. драматургии. "Горе от ума" отразило обществ, жизнь эпохи кризиса феодально-крепостнич. строя в России и могучий нац.-патриотич. подъем антикрепостнич. настроений, вызванный в нар. массах и в передовой части дворянского общества Отечеств, войной 1812. Замысел комедии, ее историч. и политич. содержание непосредственно связаны с освободит, движением передовой дворянской молодежи, начавшимся вскоре после войны и перешедшим в дальнейшем в революц. борьбу декабристов против самодержавия. В комедии нарисована "резкая картина нравов" (А. С. Пушкин) и обществ.-политич. обстановка барской Москвы нач. 20-х гг. 19 в. Столкновение Чацкого с "фамусовщиной" было выражением борьбы двух политич. лагерей, сложившихся в рус. обществе, - передовой дворянской молодежи и феодально-крепостнич. реакции. Идеалом фамусовского общества 'является "век минувший" с его антинар. идеологией и феод. моралью, с его непримиримой враждой к культуре, просвещению, социальному и духовному прогрессу. Образ Скалозуба воплощает военщину прусско-пав-ловской школы, ненавистную свободомыслящим офицерам, участии. кам Отечеств, войны 1812, воспитанным на заветах А. В. Суворова и М. И. Кутузова. Лакейское угодничество и лицемерие Г. заклеймил в образе Молча-лина. Крепостнич. дворянству, барской Москве и пустому поверхностному дворянскому либерализму (пародийный образ Репетилова) в комедии противопоставлен Чацкий. Вольнолюбие Чацкого возникает как следствие пробуждения его пат-риотич. чувств, его вражды к барским нравам и феод. морали. Чацкий - гуманист, защитник свободы и независимости личности. В своих гневных монологах, полных благородного . пафоса, он разоблачает крепостничество, вступается за обездоленных крестьян. Вместе с тем Чацкий - просветитель. Гл. средство переустройства общества, изменения жизни он видит в образовании, воспитании. В комедии Г. отражена слабость дворянского освободит. движения в России нач. 19 в. и в то же время революц. патриотизм декабристов, их протест против деспотизма и крепостного строя, их борьба за нац. самобытность рус. культуры. Обличение Г. отживающего уклада жизни сыграло огромную роль в развитии передового нац. самосознания в рус. обществе. Для Г., как и для декабристов, уничтожение рабства было неразрывно связано с утверждением достоинства и чести рус. народа. По своим лит. и сценич. качествам "Горе от ума" не имело равных в совр. Г. рус. драматич. лит-ре (за исключением одного только "Бориса Годунова"). Вместе с Пушкиным Г. ввел в литературу принцип историзма в изображении действительности. Жизнь, человеческие характеры он раскрыл в движении, в развитии, отражающем смену историч. эпох, борьбу нового со старым. Сила гри-боедовского реализма сказалась в изображении людей и нравов, в их зависимости от обществ, среды, в умении запечатлеть самые существ. стороны изображаемой действительности. Г. как художник показал в своей комедии выдающееся мастерство типизации, иск-во создавать реалистич. характеры, обобщать большие социальные явления в живых индивидуализированных образах. Г. также мастер драматургия, композиции: свободно, естественно, с нарастающим напряжением ведет он действие комедии, искусно переплетая и связывая драму любви Чацкого с его обществ, драмой. В композиции "Горя от ума" сохранились нек-рые традиционные черты классицистской комедии 18 в. (единство места и времени, образ наперсницы); однако и здесь Г. выступает как новатор, заменяя обычное пятиакт-ное членение пьесы четырехактным, наделяя образ Лизы выхваченными из жизни чертами сметливой крепостной девушки. Язык комедии близок к живой нар. речи ("О стихах я не говорю: половина - должна войти в пословицу",-писал Пушкин). Взамен канонич. александрийского стиха Г. применяет свободный и живой разностопный ямбич. стих, восходящий к стиху басен И. А. Крылова. Вместе с Крыловым и Пушкиным Г. создавал рус. лит. язык. Его пьеса явилась одним из самых ярких проявлений борьбы за русскую нац. культуру, за самобытность рус. лит-ры. Комедия Г. вызвала враждебный отпор в лагере дворянской реакции. Царская цензура не разрешила печатание "Горя от ума" [в 1825 были опубликованы лишь отрывки из комедии в альманахе "Русская Талия", 1-е издание, искалеченное театр. цензурой, появилось в 1833; полный текст (без искажений) напечатан только в 1875]. Комедия стала расходиться в бесчисленных списках и, по словам Пушкина, "произвела неописанное действие". Декабристы, высоко оценившие комедию, распространяли ее в целях пропаганды своих политич. идей. Историч. место "Горя от ума" Г. в рус. лит-ре глубоко определил В. Г. Белинский, отмечавший, что "...вместе с "Онегиным" Пушкина его "Горе от ума" было первым образцом поэтического изображения русской действительности в обширном значении слова. В этом отношении оба эти произведения положили собою основание последующей литературе, были школою, из которой вышли и Лермонтов и Гоголь" (Собр. соч., т. 3, 1948, с. 506). В реалистич. изображении быта и нравов, в иск-ве типизации Г. является предшественником Н. В. Гоголя, его "Ревизора". Многие мотивы грибоедовской комедии звучат в "Маскараде" М. Ю. Лермонтова, "Доходном месте" А. Н. Островского. Переведенная почти на все иностр. языки, комедия Г. вошла в золотой фонд мировой драматургии. Грибоедовская комедия способствовала победе реализма на рус. сцене и явилась творч. школой для мн. поколений рус. актеров. Любители попытались сыграть Горе от умсп еще при жизни драматурга. В мае 1825 ученики Петерб. театр. училища под наблюдением самого Г. подготовили постановку комедии, но накануне спектакля она была запрещена петербургским генерал-губернатором Милорадовичем; в 1827 отрывки из "Горя от ума" были исполнены офицерами-любителями в Сардарском дворце в Эривани. На профессиональной сцене комедия появилась 2 декабря 1829 (Большой т-р, Петербург, сцены из 1-го акта). Полностью, но в искаженном цензурой виде "Горе от ума" было представлено в Петербурге 26 янв. 1831 в бенефис Я. Г. Брянского с участием В. А. Каратыгина (Чацкий), Е. С. Семеновой (Софья), И. И. Сосницкого (Репетилов). Первые петерб. спектакли были сыграны в архаично-классицистич. манере: Каратыгин - Чацкий был "театральным героем древности". В Москве 3-й акт комедии поставили в первый раз 23 мая 1830, 3-й и 4-й акты - 25 февр. 1831, а всю комедию полностью - 27 ноября 1831. В этих спектаклях Фамусова играл М. С. Щепкин, Чацкого - П. С. Мочалов. Для т-ров провинции комедия оставалась под запретом до 1863. Но еще до официального разрешения она ставилась нек-рыми т-рами в обход цензуры. 26 февр. 1831, за неск. месяцев до первой моек. пост., "Горе от ума" было пост. Киевским т-ром (труппа И. Ф. Штейна). Вслед за тем комедия идет в Казани (1836), Одессе (1837), Тамбове (1838). Из ранних провинц. пост. комедии наиболее значит, была пост. харьковской труппы Л. Ю. Млатковского с участием Н. X. Рыбакова, К. Т. Соленика, Л. И. Млатковской. В конце 30-нач. 40-х гг. 19 в. пьеса "Горе от ума" являлась неизменной гастрольной пьесой Щепкина (Киев, Казань, Астрахань, Харьков, Таганрог и т. д.) и Мочалова (Харьков, Киев, Воронеж и др. города). Уже в первых московских постановках "Горе от ума" реалистическое начало вступает в борьбу с театр. рутиной. Щепкин, хотя и не сразу овладевший ролью (по его собственным словам, ему в ней "не хватало барской ноты"), создал образ типический, полный огромной обличит, силы. "Актер глубоко понял поэта и, несмотря на свою от него зависимость, сам является творцом"- писал о Щепкине - Фамусове В. Г. Белинский. Мочалов с подъемом и экспрессией передавая гражданский пафос Чацкого, тем самым глубоко раскрывал главную, обличит, тему комедии. В 1839 роль Чацкого перешла к И. В. Самарину, гармонически сочетавшему обществ, и интимную драмы героя. Следующий исполнитель Чацкого в Малом т-ре С. В. Шуйский (1864) на первый план выдвинул горе от любви, чем ослабил социальное звучание пьесы. Такая трактовка образа Чацкого удерживалась на рус. сцене в течение всего 19 и нач. 20 вв. Так играли: А. П. Ленский, Ф. П. Горев, А. А. Остужев, П. М. Садовский (внук) в Малом т-ре, А. М. Максимов, В. П. Далматов в Александрийском т-ре, Н. К. Милославский в провинции. Исполнителями Фамусова на сцене Малого т-ра после Щепкина были: с 1864 И. В. Самарин (положивший в основу образа "сочетание кичливости и угодливости"); с 1887 - А. П. Ленский (создавший образ сластолюбивого и жестокого крепостника); с 1911 - К. Н. Рыбаков (подчеркивавший в Фамусове черты упрямой консервативности, его веру в незыблемость существующих порядков); А. И. Южин. Роль Софьи в Малом т-ре играли Г. Н. Федотова, М. Н. Ермолова и др. В течение долгих лет "Горе от ума" считалось "современной", "салонной" комедией и ее играли в костюмах и декорациях не начала 20-х гг. 19 в., а соответствовавших времени постановки. 3-й акт во мн. спектаклях, несмотря на прямое указание Г., превращался в сцену великосветского бала. Только в 188р в т-ре Корша (Москва) худ. А. С. Янов оформил "Горе от ума" по модным журналам 20-х гг. В спектакле был блестящий подбор исполнителей: В. Н. Давыдов (Фамусов), Н. П. Рощин-Инсаров (Чацкий), И. П. Киселевский (Скалозуб), А. А. Яблоч-кина (Софья) и др. Впоследствии Давыдов играл Фамусова на сцене Александрийского т-ра (вплоть до 1925) в ансамбле с Чацким - Ю. М. Юрьевым. Роль Софьи исполняли М. Г. Савина, В. Ф. Комис-саржевская и В. А. Мичурина-Самойлова. Рощин-Инсаров и Киселевский играли роли Чацкого и Фамусова в т-рах Н. Н. Соловцова (Киев), Н. Н. Синельникова (Новочеркасск, Харьков) и др. Подлинно историч. достоверность постановки была достигнута Моск. Художеств. т-ром (1906), создавшим художественную энциклопедию дворянской жизни эпохи Г. В основу первой редакции своей режиссерской трактовки "Горя от ума" В. И. Нсмиро-вич-Данченко положил принцип интимной драмы, заглушивший социальное звучание комедии. В. И. Качалов - Чацкий, продолжая традиции Шумского" подчеркивал лирич. тему Чацкого. Но если героич. гражданская тема, воплощенная в образе Чацкого, не прозвучала еще в полную силу, то сатирич. образы комедии уже тогда приобрели большую остроту. К. С. Станиславский - Фамусов создавал заостренно-сатирич. образ чванливого и невежественного моек. барина, поражавший историч. и бытовой точностью. Л. М. Леонидов - Скалозуб создал тип армейского офицера аракчеевской школы. Особенно популярной становится комедия Г. после Октябрьской революции. Обличительные монологи Чацкого были созвучны революц. настроенности зрит. зала. В 1918, 1921 и 1927 "Горе от ума" ставилось на сцене б. Александрийского т-ра (Ленингр. Академич. т-р драмы); в 1921- в московском Малом т-ре, в 1919 - в Саратовском т-ре им. К. Маркса (реж. А. И. Ка-нин; Чацкий - И. А. Слонов). С сер. 20-х гг. отдельные режиссеры сов. т-ра предпринимают попытки вульгарно-социологически и формалистически перетолковать комедию. Напр., пост. В. Э. Мейерхольда осуществленная им в своем т-ре в 1928. Спектакль шел по первой редакции Г. со вставками из разл. вариантов и носил название "Горе уму" (также по первой редакции Г.). Чацкого играл Э. П. Гарин, Фамусова - И. В. Ильинский, Софью- 3. Н. Райх. В 1935 Мейерхольд осуществил вторую постановку комедии (Чацкий - М. И. Царев, Фамусов - П. И. Старковский), но и в ней в основном сохранил свой первоначальный постановочный план. Стремясь усилить социальную сторону комедии и показать Чацкого одним из участников движения декабристов, Мейерхольд допустил искажение и вульгаризацию авторского замысла, ломку текста, ввел сцены, не предусмотренные автором. В конце 20-х - начале 30-х гг. влияние вульгарного социологизма сказывается на пост. "Горя от ума" во мн. т-рах столицы и периферии. Так, в постановке Малого т-ра (1930) Н. О. Волконский исказил высокий реаПамятник А. С. Грибоедову в листич. строй пьесы, Москве, скульптор А. Мануйлов, заменил его гротеском и карикатурой. Чацкий (В. Э. Мейер) был трактован как разночинец-демократ, а не как дворянин-декабрист. На путь реализма в пост. комедии Малый т-р вернулся в 1938 (реж. П. М. Садовский, И. Я. Судаков и С. П. Алексеев, худ. Е. Е. Лансере). П. М. Садовский и М. М. Климов (Фамусов), М. И. Царев (Чацкий), К. А. Зубов (Репетилов, а впоследствии Фамусов), И. В. Ильинский (Загорецкий), А. А. Яблочкина и В. О. Массалитинова (Хлестова) и др. раскрывали в комедии не только борьбу двух поколений, но и борьбу двух миров - мира крепостников и эксплуататоров и мира борцов за счастье народа. К 1938 относится также и новая постановка МХАТа (пост. В. И. Немировича-Данченко, худ. В. Дмитриев). Крупнейшим достижением спектакля, в к-ром играли М. М. Тарханов (Фамусов), И. М. Москвин (Загорецкий), О. Л. Книппер-Чехова (Хлестова), А. О. Степанова (Софья), О. Н. Андровская (Лиза) и др., было исполнение В. И. Качаловым роли Чацкого. На этот раз артист в полной мере передал обществ, пафос образа, раскрывая в Чацком прежде всего мыслителя и борца. Начиная с сер. 30-х гг. (с пост. в 1935 "Горя от ума" Н. Н. Синельниковым на сцене Харьковского т-ра русской драмы) борьба за реалистич. освоение комедии Г. охватила и периферию. Лучшие пост. "Горя от ума" были осуществлены в Ростове-на-Дону (1937; реж. и исполнитель роли Чацкого - Ю. А. Завадский), в г. Горьком (1938; реж. Н. И. Соболыциков-Самарин), в Архангельске (1938), в Рязани (1938; реж. А. И. Канин), в Смоленске (1939; реж. Н. А. Покровский), в Ярославле (1948), в Краснодаре (1950). Ставится "Горе от ума" и в т-рах для детей и юношества (Московский Госцент-юз, 1939, реж. Б. Норд, Центр, детский т-р, 1951, реж. М. О. Кнебель, Казахский ТЮЗ в Алма-Ате, 1959). "Горе от ума" в переводе на латыш. яз. было пост. Т-ром драмы Латв. ССР (1950); на укр. яз.-в Черновцах (1951), на чуваш, яз. - в Чебоксарах (1947); спектакль "Горе от ума" был включен в число спектаклей Бурятского драм. т-ра, показанных во время 2-й декады бурят, иск-ва в Москве (1959, реж. Ф. С. Сахиров). "Горе от ума" ставилось за рубежом, в т. ч. в Болгарии, Чехословакии, Румынии, ГДР, Польше, КНР, Австрии, Англии, Иране и др. странах. Соч.: Полное собрание сочинений, т. 1-3, СП Б, 1911- 1917; Рукопись комедии "Горе от ума" (фототипич. изд.) у М., 1903; Сочинения, М., 1953. Лит.: Белинский В. Г., Горе от ума. Комедия в 4-х действиях, в стихах. [Критич. разбор], Собрание соч. в трех томах, т. 1, М., 1948; Гончаров И. А., Миллион терзаний, в его кн.: Литературно-критические статьи и письма, Л., 1938; А. С. Грибоедов в воспоминаниях современников, М., 192 Нечкина М. В., А. С. Грибоедов и декабристы, 2 изд., М., 1951; Орлов В. Н., Александр Сергеевич Грибоедов. 1795-1829, Л.-М., 1949; Петров С. М., А. С. Грибоедов, М. - Л., 1945; П и к с а-нов Н. К., Творческая история "Горе от ума", М.-Л.,1928; А. С. Грибоедов, М.- Л., 1946 (Литературное наследство" т.47-48); Л е о н о в Л. М., Судьба поэта. Доклад, прочитанный на торжественном заседании в Большом театре 15 января 1945 г., в его кн.: Избранное, М., 1945; Пиксанов Н. К., Сценическая история "Горе от ума", в кн.: Грибоедов А. С., "Горе от ума", М., 1946; Филиппов В. А., "Пять Фамусовых", в сб.: Столетие Малому театру. 1824-1924, М., 1924; Филиппов В. А., "Горе от ума" А. С. Грибоедова на русской сцене, М., "Знание", 1954. См. также библиографию к ст. "Горе от ума". С.Пет., Л. Ход.