ГРИПИЧ
ГРИПИЧ, Алексей Львович [р.30.IX (12.X). 1891]-советский режиссер. Нар. арт. Азерб. ССР (1946). Занимался в Школе об-ва поощрения художеств. студии В. Э. Мейерхольда и др. Режиссерскую деятельность начал в Красной Армии (1919). В 1921 был одним из организаторов Петроград, т-ра Новой драмы. С 1924 - гл. режиссер Т-ра Революции; пост. здесь впервые на сов. сцене "Эхо" Билль-Белоцерков-ского (1924), "Воздушный пирог" (1925) и "Конец Криворыльска" (1926) Ромашова. В 1931 работал в Т-ре им. Мейерхольда. С 1934 возглавлял Моск. театр. студию, реорганизованную затем в Орехово-Зуевский т-р. С 1940 - художеств. руководитель Бакинского, в 1948-51 - Саратовского, в 1951-52 - Воронежского т-ров. Затем (до 1956) - гл. режиссер Театра-стадии киноактера в Москве. Испытав начале своей творч. деятельности влияние Мейерхольда, Г. тяготел к яркой экспрессивной форме, к условному спектаклю. Впоследствии он переходит к реалистич., психологич. манере. Спектакли Г. отличаются глубиной, острой выразительностью мизансцен, мастерским построением массовых сцен. Г. ведет педагогич. работу (с 1924). В 1932-36 преподавал в ГИТИСе. С 1962 возглавляет студию Моск. пантомимы. Среди лучших спектаклей Г.: "Бронепоезд 14-69" (1927, Одесский т-р), "Рельсы гудят" Киршона (1928) и "Гроза" (1928) в Казанском т-ре, "Человек с ружьем" (1938) и "Мать" по Горькому (1939) в Орехово-Зуевском т-ре, "Вишневый сад" (1950); "Интервенция" Славина (1957) в Саратовском т-ре, "Ревизор" (1952) и "Горе от ума" (1958) в Воронежском театре, "Смерть Пазухина" (1954, Студия киноактера), "Егор Булычев и другие" (1962, Куйбышевский т-р) и др. Лит.: А л перс Б.В., Театр Революции, М., 1928; В е-л и x о в а Н., Когда в театр приходит жизнь, "Театр", 1952, ј 9. Я. Вел.