ГУДКОВ
ГУДКОВ (Gutzkow), Карл Фердинанд (17.Ш. 1811, Берлин,-16. ХП. 1878, Заксенхаузен, близ Франкфурта-на-Майне) - немецкий писатель, драматург и публицист. Изучал богословие, философию и право в Берлинском и Иен-ском ун-тах (1829-31). Начал лит. деятельность в 1832. В 1835 возглавил лит. группу "Молодая Германия" (группа нем. буржуазных либеральных писателей, настроенных оппозиционно по отношению к феодально-религиозной реакции, боровшаяся против романтизма). С позиций либерального бюргерства Г. отстаивал гражд. свободы и выступал за объединение Германии. Но, борясь с реакцией, Г. вместе с тем страшился революции и отрицал научный коммунизм. Ф. Энгельс ценил публицистич. талант Г. и отмечал, что он пишет "изумительно метко", однако политически ограничен и не выходит за рамки "либеральных фраз". Пора расцвета Г. как драматурга - 1839-49. Он написал 27 различных по жанру пьес. Почти все они с успехом шли на сцене. Материал для своих драм Г. черпал из истории, но всегда насыщал их совр. идеями. Нек-рые пост. пьес Г. на нем. сцене вызывали бурную реакцию де-мократич. части зрителей и нередко подвергались запрету. Ранние драмы Г. "Нерон" (1835), "Гамлет в Виттенберге" (1835), "Царь Саул" (1839) не были пост. на сцене. Первая поставленная в т-ре пьеса Г.- историч. драма "Ричард Сэвэдж" (1839, Франкфурт-на-Майне). В ней отчетливо звучит тема социального неравенства в бурж. и дворянском об-ве. В драме "Вернер, или Сердце и свет" (1840, Городской т-р, Гамбург) Г. показывает столкновение большой искренней любви с условностями и ханжеством высшего общества. В том же 1840 в Берлинском придворном т-ре пост. историч. трагедия Г. "Паткуль". Ее герой- посланник Петра I при Саксонском дворе - поборник правды, ставший жертвой придворных интриг. В трагедии "Пугачев" (1844) Г. создал образ крестьянского вождя, далекий от историч. правды. Г. написал также неск. историч. комедий: "Коса и меч" (1843), "Прообраз Тартюфа" (1844) о столкновении Мольера с королем и церковью, "Королевский лейтенант" (1849, эпизод из жизни молодого Гете) и др. Мировую известность принесла Г. трагедия ((Уриэль А кос та" (1846), посв. жизни голл. философа, предшественника Спинозы. Г. внес в трагедию современные ему идеи протеста против подавления свободы мысли, против религиозного мракобесия, в ней прославляется человеческий разум. Трагедия была впервые пост. в Дрездене 13 дек. 1846, в Берлине - 17 апр. 1847 и с тех пор вошла в репертуар мирового т-ра. В России шла в первый раз в Малом т-ре в 1879 (Акоста - Ленский, Юдифь-Ермолова). В 1895 в Об-ве иск-ва и лит-ры ее пост.. и сыграл в ней гл. роль К. С. Станиславский. В 1910 трагедия пост. в петерб. Михайловском т-ре, а затем перенесена в Александрийский т-р (Акоста - Юрьев). В 80-х гг. в Большом т-ре шла опера "Уриэль Акоста" Серовой. В сов. время пьеса ставилась во мн. т-рах. Пост. "Уриэля Акосты" К. А. Марджанишвили в 1929 на сцене груз. т-ра в Кутаиси (ныне Т-р им. Марджанишвили) сыграла заметную роль в истории груз. театра. Из рус. сов. постановок самая значит, осуществлена И. Я. Судаковым в Малом т-ре (1940). Остужев-Акоста создал образ большой душевной силы, исполненный бунтующей и непокоренной мысли. В 1848-50 Г. состоял драматургом при Дрезденском придворном т-ре. Последние 30 лет жизни он изменил своим демократич. устремлениям и отошел от обществ, жизни и политич. борьбы. Пьесы, созданные Г. в этот период, мало примечательны. Однако в мемуарах "Взгляд на мою жизнь" (1875) вновь слышится голос молодого Г. - демократа и бунтаря. Соч.: Ruckbliecke auf mein Leben, В., 1875; Gesammelte Werke, Bd l-12, Jena, 1873-78; Dramatische Werke, Bd 1-4, Jena, 1880; в рус. пер. - Пьесы, М., 1960; Вернер, "Репертуар и Пантеон", СПБ, 1842, кн. 17; Пугачев, П., 1918; Уриэль Акоста, М., 1955. Лит.: Энгельс Ф., Александр Юнг. "Лекции о совр. лит-ре немцев", в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 1, 2 изд., М., 1955, с. 473-86; M e t i s E., Gutzkow als Dramatiker, Stockh., 1915. Г. Гур.