ГЮГО
ГЮГО (Hugo), Виктор Мари (26. II. 1802, Безан-coH,-22.V.1885, Париж) - французский писатель, поэт, драматург, глава прогрессивного романтизма. Создатель всемирно известных романов ("Собор Парижской Богоматери", 1831; "Отверженные", 1861; "Труженики моря", 1866; "Человек, который смеется", 1869), Г. сыграл значит, роль в развитии франц. театр. иск-ва, выступив как теоретик романтич. т-ра и его ведущий драматург. В юности писал классици-стские трагедии ("Иртамена", "Ателия, или Скандинавы") и мелодрамы ("Инее де Кастро", 1817; "Эми Роб-сар", 1822). В 1827 Г. опубл. драму "Кромвель", предисловие к к-рой было наполнено бунтарским пафосом отрицания идей феод. реставрации, верой в победу демократич. сил; оно стало программой прогрессивного романтизма. Резко критикуя классицизм, его сословный догматизм, абстрактность, бездейственность, правило "трех единств", Г. утверждает здесь, что иск-во всегда соответствует совр. ему этапу развития общества, призывает авторов насытить драму действием, острыми столкновениями, включить в нее контрастное многообразие жизни. С этой целью Г. разрабатывает поэтику контрастов, требуя объединения в драме возвышенного (sublime) и гротескного (grotesque), трагического и комического, правдивого воспроизведения нравов, характеров, колорита эпохи (couleur locale). Этапным событием в развитии франц. романтич. драматургии была драма Г. "Мари он Делорм" (1829), отразившая антимонархич. настроения в канун революции 1830. Воплощением зла в ней являются носители власти - ничтожный король и кровавый деспот кардинал Ришелье. Выразителями гумани-стич. начала, как и в следующих пьесах Г., - отверженные, гонимые (безродный юноша и куртизанка). Высокая поэтичность драмы, ее страстное человеколюбие, горячий демократизм, протестующий пафос, смелое новаторство, разрушающее классицистские догмы, блестящее мастерство историч. зарисовок определили значение "Марион Делорм" как шедевра романтич. драматургии. Запрещенная цензурой, эта пьеса была пост. только после Июльской революции (1831, т-р "Порт-Сен-Мартен", в гл. ролях - Дорваль и Бокаж). Премьера следующей драмы Г. - "Эрнани" (1830, т-р "Коме-ди Франсез", в гл. ролях Жоанни, Фирмен, м-ль Марс) - стала этапным событием в истории франц. т-ра. Антимонархич. позиции Г. в этой драме менее последовательны, но и здесь в остром конфликте сталкиваются тирания королевской власти и высокое благородство героя - отщепенца, разбойника Эрнани. Вольнолюбивая молодая художественная интеллигенция Парижа встала на защиту "Эрнани" и, несмотря на провокации реакционеров, готовивших провал "Эрнани", спектакль этот утвердил романтич. драму на сцене. После Июльской революции Г. написал пьесы "Король забавляется" (1832, т-р "Комеди Франсез", в гл. ролях - Лижье и Перье), "Лукреция Борджа" (1833, т-р "Порт-Сен-Мартен", в гл. ролях Фредерик-Леметр и м-ль Жорж), "Мария Тюдор" (1833, т-р "Порт-Сен-Мартен", в гл. роли м-ль Жорж), "Анджело" (1835, т-р "Комеди Франсез"), "Рюи-Блаз" (1838, т-р "Ренессанс", в гл. роли - Фредерик-Леметр). В этих пьесах ощущается дыхание революц. бурь 30-х гг., их политич. проблематика еще острее, протестующая мысль еще непримиримее. Герои этих драм - выходцы из низов (шут, ремесленник, лакей) -наделены умом, талантом, бескорыстием, волей к борьбе. Драмы Г. насыщены пафосом высоких страстей, романтич. герои его противостоят миру самовластия, исполнены благородства и душевной чистоты. Для творчества Г. характерны страстные поиски человечности, скорбная экзальтация, непримиримость к злу. Горячее сочувствие к отверженным, беспощадность обличения социальной несправедливости придавали пьесам Г. злободневное политич. звучание. Вместе с тем утопизм положит. программы Г., видящего путь к уничтожению обществ. зла в нравственном совершенствовании, п,ро-поведь идей милосердия приводили к тому, что его положит. герои становились носителями абстрактных гуманистич. идеалов, они были обычно лишены конкретной историч. и бытовой характеристики. Большой заслугой Г. явилась реформа языка, обогащение стиха живыми словами народной речи. В 40-е гг. Г. переживает идейный кризис, связанный с распадом единой бурж. оппозиции и укреплением бурж. монархии. Созданная им в этот период драма "Бургграфы" (1843), лишенная протестующего содержания, бездейственная, проникнутая пессими-стич. мотивами, потерпела провал, после чего Г. надолго отошел от т-ра. После революции 1848, когда Г. стал подлинным трибуном свободы, крупнейшим нац. поэтом, писателем и публицистом, он снова создал ряд драм - "Тысяча франков вознаграждения" (1866), "Торквемада" (1882) и др., но они не утвердились на сцене. Драматургия Г. вошла в репертуар всего европ. т-ра. В России пьесы Г. долго были под цензурным запретом, но лучшие деятели рус. т-ра боролись за постановку пьес Г. С именем Г. связано творчество А. И. Сумбатова-Южина, М.Н. Ермоловой, А. П. Ленского, Ю. М. Юрьева и др. Полные гражданского мужества, призывающие к борьбе против несправедливости пьесы Г. идут на сценах мн. сов. т-ров. Соч.: Oeuvres completes, de V. Hugo, t. l. Theatre, P., 1913; в рус. пер.- Избранные драмы, т. 1-2, Л., 1937; Драмы, M., 1958. Лит.: Aragon L., Hugo, poete realiste. P., 1952; B o n t e F., Le chevalier de la paix. P., 1952; F г о m e n t-Guiesse G., Victor Hugo, t. 1-2, P., [1948]; Gaudon J., Victor Hugo-dramaturge, P., 1955; G r eg h F., Victor Hugo, sa vie, son oeuvre, P., 1954; Roy C., La vie de Victor Hugo racontee par Victor Hugo, P., 1952; Ф e M e л и-ди А. М." В. Гюго, его литературная эпоха, жизнь, труды, мысли, СПБ - М.,1912;Мокульский С., Гюго и романтическая драма во Франции, в кн.: Г ю г о В., Избр. драмы, т. 1, Л., 1937; Трескунов М., Виктор Гюго, М., 1954, 2 изд., М., 1961; История французской литературы, т. 2, М., 1956; Волисон И. Я., Драматургия Гюго 60-х годов, в кн.: Ученые записки Института мировой литературы им. А. М. Горького, т. 2, М., 1956, с. 36-54. E. Ф.