ДАНЛЕП
ДАНЛЕП (Dunlap), Уильям (19.II.1766-28.IX. 1839) - американский драматург, режиссер, художник, искусствовед. В 1784 - 87 жил в Европе, изучал живопись и т-р. Возвратившись в США, занимался переводами и переделкой франц. и нем. пьес, в осн. А. Коцебу. Оригинальные пьесы Д. (ок. 30) не обладают высокими художеств. качествами. Лучшая из них - трагедия "Андре" (1798), отражает события войны за независимость в США. Пользовались успехом пьесы: "Отец, или Американский шендизм" (1789), "Лей-сестр" (1794), "Аббатство Фонтенвиль" (1795), "Феодальный барон" (1796) и "Итальянский отец" (1799). В 1796 Д. становится совладельцем, а затем владельцем нью-йоркского т-ра "Старая американская компания". Обанкротившись в 1805, стал зам. директора т-ра "Парк". Занимался антрепренерской деятельностью до 1812. Одновременно выступал как режиссер. Д. тщательно работал над всеми деталями спектакля, был решительным противником системы "звезд", стремился создать слаженный исполнительский ансамбль. Д. - один из организаторов "Нац. академии художественных форм"; в 1831-38 был ее вице-президентом. В 1832 опубликовал первую в США "Историю американского театра", в 1834- "Историю искусств художественного конструирования в Соединенных Штатах". Ему принадлежит также жизнеописание знаменитого англ. актера Дж. Ф. Кука (1813). Лит.: Literary history of the US, N.Y., 1953; Dictionary of American biography, [N. Y.], 1930; Q u i n n A. H., A history of the American drama from the beginning to the Civil war, N. Y., 1946. Я. К. Д'АННУНЦИО (D'Annunzio), Габриеле (12.III. 1863-1.III. 1938) - итальянский писатель и драматург. Один из идеологов фашизма. К драматургии Д. обратился в 90-х гг. в значительной мере под влиянием Э. Дузе. Им написаны пьесы: "Сон в весеннее утро" (1897, т-р "Ренессанс", Париж), "Сон осеннего вечера" (1905, т-р "Россини", Ливорно), трагедии "Мертвый город" (1898, т-р "Ренессанс", Париж), "Джоконда" (1898, т-р "Беллини", Палермо), "Слава" (1899, т-р "Меркадан-те", Неаполь), "Франческа да Римини" (1902, т-р "Костанци", Рим), "Дочь Йорио" (1904, т-р "Лирико", Милан), "Факел в темноте" (1905, т-р "Мандзони", Милан), "Больше чем любовь" (1906, т-р "Костанци", Рим), "Корабль" (1908, т-р "Архентино", Рим), "Федра" (1909, т-р "Лирико", Милан); две мистерии на франц. яз.- "Мученичество св. Себастьяна" (1911, т-р "Шатле", Париж), "Пизанелла" (1913, там же) и оперное либретто "Паризина" (муз. П. Масканьи, 1913, "Ла Скала"). Крупнейший представитель декаданса в итал. лит-ре, Д. вел борьбу с реализмом идем ократич., прогрессивными социальными тенденциями в итал. драматургии конца 19 в. Трагедии Д., как правило, лишены действия, они утверждают аморализм, мистику, идеи милитаризма и колониализма; герой их -"сверхчеловек", проповедующий господство красоты над моралью ("Мертвый город", "Джоконда"), власть "сильной личности" над "толпой" ("Слава"), необходимость им-периалистич. завоеваний ("Больше чем любовь", "Корабль"). Несмотря на то, что в драмах Д. играли крупнейшие итал. актеры Э. Дузе, Э. Цаккони, Э. Грама-тика, Р. Руджери, М. Абба, М. Бенасси, ни одна из них, за исключением "Дочери Йорио" и отчасти "Франчески да Римини", не имела большого успеха. Герои Д. с их апологией страсти были близки многим итал. актерам (особенно Дузе). "Дочь Йорио", "Франческа да Римини" и др. шли на рус. сцене. Д. работал также в кино. Соч.: Il teatro di D'Annunzio in 2 voli., con un avvertimento di R. Simoni, v. 1-2, Milano, 1940; в рус. пер.- Полное собр. соч., тт. II, III, VI, VIII, IX, М., 1909-10. Лит.: Т о n e I I i L., La tragedia di G. D'Annunzio, Palermo, 1914; Vincieri M., Il teatro dannunziano, Uddine, [1940]. p. x.