ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ
"ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ" - драматическая сказка (также славянская сказка, пьеса-сказка) С. Я. Маршака в 4 д., 7 к. Соч. 1942-43. Пост. в 1945 в Новосибирском ТЮЗе (реж. Цетнерорич, худ. Коваленко, комп. Коросте" лев; Мачеха - Орлова, Дочка - Новик, Падчерица - Виноградова, Королева - Булгакова, Гофмейстерина -Слонова, Учитель королевы - Бибер). "Д. м." ставили; ЛенТЮЗ (1946, реж. Димант, худ. Иванова; Падчерица - Красинькова, Королева - Жукова, Учитель королевы - Шифман); Саратовский ТЮЗ (1946, реж. Киселев, худ. Бриклин); т-р "Ванеймуне", Тарту (1946,5 реж. Ирд и Кав-ду, худ. Пейль); Моск. ТЮЗ (1947, реж. Цетнепович, худ. Штоффер); МХАТ (1948, реж. Станицын, Горчаков и Лесли, худ. Волков); Горьковский ТЮЗ (1950, реж. Витальев, худ. Рожков); Киевский ТЮЗ (1950, реж. Довбыщенко, худ. Писаренко); Львовский ТЮЗ (1950, реж. Харченко, худ. Нирод); Свердловский ТЮЗ (1950, реж. Муратов, худ. Ломоносов); ТОилисский рус. ТЮЗ (1950). Пьесу ставили кукольные т-ры: Орловский (1947), Ульяновский (1948), Уфимский (1950), Пензенский передвижной (1950) и др. "Д. м." переведены на укр. яз. (Н. Забила), молд. яз. (Р. Флорин) и др., а также на ряд иностр. яз.: нпмецкив (Брозер, Берлин, 1947; Ауслендер, Вена, 1947), сербски" (Бошков, Нови-Сад, 1948), болгарский (Каралийчев и Коренев, София, 1952), словацкий (Михаликова, Братислава, 1956), английский и др. Пьесу пост. т-р Хайюдза, Токио (1954). По пьесе Маршака пост. балет в Ленингр. акаде-мич. Малом оперном т-ре (1954, комп. Битов, либр. Хан-дамировой, реж. Фенстер, худ. Бруни, дирижер Корн-блит). И здания: Маршак С. Я., Двенадцать месяцев. Славянская сказка, М.-Л., 1943; его же, Двенадцать месяцев. Пьеса-сказка, М., 1950; Пьесы советских писателей, т. 8, М., 1955, с. 129-98; Маршак С. Я., Сочинения, в 4 тт., т. 2, М., 1958, с. 351-480. А. Шн. жДВОРЕЦ ПО ЖЕЛАНИЮ" (palais a volonte) - декорация внутреннего вида дворца, служившая для исполнения классицистских трагедий во франц. т-ре 17-18 вв. Состояла из симметрично расположенных рядов колонн и арок строгой, монументальной архитектуры дворцового стиля. Эта декорация была лишена всякого реквизита; кресла, табуреты, королев, трон выносились на сцену и уносились по мере надобности. Декорация "Д. п. ж." была постоянной (вследствие господства в драматургии правила единства места). Название "Д. п. ж." подчеркивало пригодность декораций этого типа к оформлению трагедий, действие к-рых происходило в разл. странах и в разные эпохи. Впервые термин 'Д. п. ж." встречается в монтировочных записях М. Лорана - декоратора т-ра "Бургундский отель" (2-я пал. 17 в.). С. Мок.