О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Да Дб Дв Дг Дд Де Дж Дз Ди Дй Дк Дл Дм Дн До Дп Др Дс Дт Ду Дф Дх Дц Дч Дш Дщ Дъ Ды Дь Дэ Дю Дя
 

ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО

"ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО" - по одноименному роману И. С. Тургенева; первая инсценировка (1893) принадлежит П. И. Вейнбергу. Пьеса в 4 д., 5 к. Пост. 27 янв. 1894 в Александрийском т-ре в бенефис Савиной (Лиза - Савина, Марья Дмитриевна -Абаринова, Марфа Тимофеевна - Жулева, Гедеоновский -Варламов, Лаврецкий - Сазонов, Паншин -Аполлонский, Лемм - Нильский, Лаврец-кая -Дюжикова 1-я). 17 окт. 1895-в Малом т-ре (Марья Дмитриевна - Полянская, Полякова, Лиза - Лешков-ская, Марфа Тимофеевна - О. Садовская, Гедеоновский - Горев, Лаврецкий - Южин, Паншин - Багров, Лемм - Правдин, Лаврецкая - Тираспольская), в 1914 - в Моск. драматич. т-ре (Марфа Тимофеевна-Блюменталь-Тамарина, Лиза - Полевицкая). "Д. г." (в инсц. Вейнберга, позднее в инсц. Соболыцикова-Самарина) широко ставилось на про-винц. сцене: т-р "Соловцов", Киев (1913, реж. Синельников; Лиза - Полевицкая, Шатрова, Лаврецкий - Радин, Баратов, Лемм-С. Кузнецов), Саратовский т-р (1913) и др. На сов. сцене "Д. г." ставилось до 1957 гл. обр. в инсц. Собольщикова-Самарина, затем в инсц. А. В. Успенского и И. В. Штока: Т-р Ленсовета, Москва (1940); Харьковскич т-р (1940, реж. Крамов); Ленингр. т-р им. Пушкина (1941, 1956, реж. Музиль, худ. Дмитриев, Марья Дмитриевна - Мичурина-Самойлова, Лиза - Рашевская, Марфа Тимофеевна - Корчагина-Александровская, Лаврецкий - Н. Симонов, Лемм - Скоробогатов); Горьковский т-р (1941, реж. Соболыциков-Самарин); Моск. т-р драмы и комедии (1948); Рязанский т-р (1949, реж. Канин); МХАТ (1957, реж..Яншин; Лиза-Калинина, Лемм-Топорков) и др. Издания: Первая публикация инсц. "Д. г." - 1894; "Д. г.", инсц. в 4 д. А. Успенского и И. Штока, М., 1957. Лит.: "ЕИТ". Сезон 1893-1894, СПБ, 1895. с. 173-177. А. Шн. ДЕ АМИЧИС БУОНСОЛАЦЦИ, А.- см. Амичис, Анна Лючия де. ДЕББЕЛИН (Dobbelin), Карл Теофиль (27.IV.1727- 10.XII.1793) - немецкий актер и театральный деятель. Изучал юриспруденцию в университете в Галле, затем поступил в труппу К. Нейбер; выступил впервые в Цербсте в роли Цинны (о. п. Корнеля, 1750). Играл героич. роли и позднее. В 1752 работал в труппе Шуха, в 1754 в труппе Аккермана, где играл роли молодых любовников и интриганов. Выступал в спектаклях, организованных Аккерманом в Галле в 1754-55, играл гл. роль в "Умирающем Катоне" Готшеда. В 1756 Д. организовал в Эрфурте свою труппу, с к-рой выступал в Лейпциге, Галле, Магде-бурге, Брауншвейге, Дрездене, Гамбурге. В Гамбурге играл в 1767 роль Замора ("Альзира" Вольтера). В 1768 Д. пост. в Берлине "Минну фон Барн-хельм", в к-рой играл роль вахмистра, позднее "Эмилию Галотти" (1772) и "Натана Мудрого" (1783, играл роль Натана) Лессинга. В 1771 пост. в Лейпциге "Ричарда III" в переработке X. Вейсе. Д. боролся за развитие нац. т-ра. Он обладал глубоким знанием совр. и классич. драматургии, критич. способностями. Как актер отличался совершенной техникой декламации, большим темпераментом. С особым успехом играл роли, характеризующиеся патетич. напряжением, сильными взрывами чувств. Д. был автором пьес: "Психея в детстве" (1775), "Филидор, или Девяностолетний старик" (1776) и "Генрих Великий" (1780). Историч. значение Д.- гл. обр. в его неутомимой работе театр. организатора, он стремился поднять художеств. уровень спектаклей, привлечь в т-р лучших актеров и т. д. Обосновавшись в Берлине в 1775, труппа Д. пост. спектакли: "Отелло" (1775), "Гамлет" (1777). С 1786 Д. возглавлял Королевский нац. т-р. В 1789 ушел со сцены.