ДЕБЮССИ
ДЕБЮССИ (Debussy), Клод Ашиль (22.VIII.1862, Сен-Жермен-ан-Ле, - 25.III.1918, Париж) - французский композитор. С 1873 учился в Парижской консерватории у А. Мар-монтеля (фп.), С. Франка (орган), Э. Дюрана (гармония) и Э. Гиро (композиция). В нач. 80-х гг. 19 в. Д. дважды посетил Россию, был домашним музыкантом Н. Ф. фон Мекк (известна по переписке с П. И. Чайковским). В 1884 Д. окончил Парижскую консерваторию, получив Рим. пр. за кантату "Блудный сын". В 1885-87 жил в Риме. По возвращении в Париж вошел в кружок поэтов и художников, возглавлявшийся С. Малларме и объединявший представителей символизма и импрессионизма. Выступал как пианист и дирижер с исполнением собств. произв., а также как муз. критик. В 1913 вновь посетил Россию, где дирижировал концертами в Петербурге и Москве. По масштабу и яркости дарования Д. был наиболее видным франц. композитором на рубеже 19- 20 вв. Однако кризис бурж. культуры проявился и в творчестве Д.; он отошел от реалистич. принципов класспч. муз. иск-ва и стал основоположником модернизма во франц. и зап.-европ. музыке. Крупнейший представитель импрессионизма, Д. выражал и реалистич. тенденции, противоречившие его импрессио-нистич. эстетике. Д. принадлежат оперы "Пеллеас и Мелизанда" (1902, т-р "Опера комик"), "Король Лир" (соч. 1899), мистерия "Мучение святого Себастьяна" (на слова Г. Д'Аннунцио, 1911, т-р "Шатле", Париж), балеты "Игры" (1913, там же), "Кхамма" (1924, Париж, в концертном исполнении), детский балет "Коробка с игрушками" (соч. 1913) и др. "Пеллеас и Мелизанда"-образец импрессионистской муз. драмы. В ней отсутствуют привычные жанровые элементы оперы: хоры, ансамбли, танцы, марши. Вместо развитого ариозного пения в основу музыки положена сплошная речитативная декламация, тонко передающая оттенки франц. речи. Развитое оркестровое звучание богато лейтмотивами-символами. Муз. ткань оперы выражает загадочную, таинственную атмосферу. Действие статично, подчеркивает роковую обреченность героев. Опера отражает "усталость духовной аристократии Европы" (Р. Роллан). Д. проявлял большой интерес к новым приемам выразительности в музыке M. А. Балакирева, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова и особенно M. П. Мусоргского; творчеству рус. композиторов он посвятил восторженные статьи. Соч.: Monsieur Croche, antidilettante, P., 1921, 8 ed , P., 1926. Лит.: Альшванг А., Клод Дебюсси. Жизнь и деятельность, мировоззрение и творчество, М., 1935; К р е м-л е в Ю., Дебюсси (об импрессионизме Клода Дебюсси), "Сов. музыка", 134, JS" 8; P'o л л а н Р., "Пеллеас и Мелизанда" Клода Дебюсси, в его кн.: Музыканты наших дней, пер. с франц., М.-Л., 1938; Setaccioli G., Debussy е un innovatore, Roma, 1910; К о е с h 1 i n С h., Debussy, P., 1927; V a 1 1 a s L., Claude Debussy et son temps. P., [1958]: DanckertW., Claude Debussy, В., 1950 (с подробной библиографией). д