ДЕКОРАЦИЯ
ДЕКОРАЦИЯ (от лат. decoro - украшаю) - оформление сцены, воссоздающее материальную среду, в к-рой действует актер. Д. "... являет собой художественный образ места действия и одновременно площадку, представляющую богатые возможности для осуществления на ней сценического действия" (Попов А. Д., Художественная целостность спектакля, 1959, с. 118-19). Д. создается с помощью разнообразных выразительных средств, используемых в совр. т-ре,- живописи, графики, архитектуры, иск-ва планировки места действия, особой фактуры Д., освещения, сценической техники, проекции, кино и др. Основные системы Д.: 1) кулисная передвижная, 2) кулисно-ароч-ная подъемная, 3) павильонная, 4) объемная и 5) проекционная. Возникновение, развитие каждой системы Д. и смена ее другой обусловливались конкретными требованиями драматургии,театр. эстетики, соответствующей истории эпохи, а также ростом науки и техники. Кулисная передвижная Д. Кулисы - части Д., располагаемые по бокам сцены через определенные расстояния одна за другой (от портала в глубь сцены) и предназначенные для того, чтобы закрывать от зрителя закулисное пространство. Кулисы были мягкие, навесные или жесткие на рамках; иногда они имели фигурный контур, изображавший архитектурный профиль, очертания ствола дерева, листвы и т. п. Смена жестких кулис производилась с помощью специальных кулисных машин - рам на колесах, к-рые находились (18 и 19 вв.) на каждом плане сцены параллельно рампе.,Эти рамы передвигались в специально вырезанных в планшете сцены проходах по рельсам, проложенным по полу первого трюма. Впервые такая система была применена Дж. Б. Алеотти в дворцовом "театре Фарнезе" в Парме (1628). В первых дворцовых т-рах Д. состояла из задника, кулис и потолочных падуг, к-рые поднимались и опускались одновременно со сменой кулис. На падугах писались облака, ветки деревьев'с листвой, части плафонов и т. п. До наших дней сохранились кулисные системы Д. в придворном театре в Дротнинг-хольме (Швеция, 1766, архитектор К. Ф. Адель-кранц) и в театре бывшего подмосковного имения кн. Н. Б. Юсупова в "Архангельском" (1818, проект арх. П. Гонзаго). Кулисно-арочная подъемная Д. Возникла в Италии в 17 в. и получила широкое распространение в общественных т-рах с высокими колосниками. Этот вид Д. представляет собой холст, сшитый в виде арки с написанными (по краям и по верху) стволами деревьев, ветвями с листвой, архитектурными деталями (с соблюдением законов линейной и воздушной перспективы). На сцене может быть подвешено до 75 таких кулисных арок, фоном для к-рых служит писаный задник или горизонт. Разновидность кулисно-ароч-ной Д.- а ж у р н а я Д. (писаные "лесные" или "архитектурные" кулисные арки, -подклеивающиеся на специальные сетки или апплицирующие-ся на тюле). В настоящее время кулис но-арочные Д. применяются главным образом в оперно-балет-ных постановках. Павильонная Д. Впервые применена в 1794 нем. актером и режиссером Ф. Л. Шредером. Павильонная Д. изображает закрытое помещение и состоит из стенок-рам, затянутых холстом и расписанных под рисунок обоев, досок, кафеля и т. д. Стенки могут быть "глухими" или иметь пролеты для окон, дверей и т. п. Между собой стенки соединяются с помощью закидных веревок - захлесток, и крепятся к полу сцены откосами. Ширина павильонных стенок в совр. т-ре- не более 2,2 м (иначе при перевозе декораций стенка не пройдет в дверь товарного вагона). За окнами и дверьми павильонной Д. обычно ставятся заспинники (части подвесной Д. на рамах), на к-рых изображается соответствующий пейзажный или архитектурный мотив. Павильонная Д. перекрывается потолком, к-рый в большинстве случаев подвешивается к колосникам. В т-ре нового времени объемная Д. впервые появилась в спектаклях Мейнингенского т-ра в 1870. В этом т-ре наряду с плоскими стенками начали применяться объемные детали Д.: станки прямые и наклонные - пандусы, лестницы и др. сооружения для изображения террас, холмов, крепостных стен и т. д. Конструкции станков обычно маскируются живописными холстами или бутафорскими рельефами (камни, корни дерева, трава и пр.). ДлА смены частей объемной Д. используются накатные площадки на роликах (фурки), поворотный круг и др. виды техники сцены. Объемная Д. позволила режиссерам строить мизансцены на "изломанном" планшете сцены, находить разнообразные конструктивные решения благодаря к-рым выразительные возможности театр. иск-ва необычайно расширились. Проекционная Д. Была впервые применена в 1908 в Нью-Йорке. Основана на проекции (на экран) цветных и черно-белых изображений, нарисованных на диапозитивах. Проекция осуществляется с помощью театр. проекторов. Экраном может служить задник, горизонт, стены, пол и т. д. Существуют прямая проекция (проектор находится перед экраном) и проекция на просвет (проектор за экраном). Проекция может быть статической (архитектурные, пейзажные и прочие мотивы) и динамической (движение облаков, дождя, снега и т. д.). В совр. т-ре, имеющем новые экранные материалы и проекционную аппаратуру, проекционные Д. получили широкое применение (спектакли "Дали неоглядные" Вирты, Т-р им. Моссовета, 1957, "Судьба человека" Дзержинского, Большой т-р, 1961, "Четвертый" Симонова, Ленингр. Большой драм. т-р, 1961, и др.). Простота изготовления и эксплуатации, легкость и быстрота смены картин, долговечность, возможность достижения высоких художеств. качеств делают проекционные Д. одним из перспективных видов Д. совр. т-ра. Приведенные выше системы Д. используются в различных приемах оформления спектакля. Наиболее часто употребляются вошедшие в историю театра приемы-симультанный, "условный" и пространственный. Симультанная Д.- сценический прием, при к-ром Д. различных мест действия показаны одновременно в течение всего спектакля. Симультанная Д. получила применение в средневековом т-ре. В истории сов. т-ра к симультанной Д. наиболее близко оформление спектакля "Егор Булычев и другие" в Т-ре им. Вахтангова (1932). Из условных Д. наиболее часто употребляются т. н. Д. в сукнах. В нач. 20 в. мягкие сукна нейтрального цвета, собранные в складку, были использованы англ. режиссером Г. Крэгом в спектакле "Росмерс-хольм" Ибсена (Флоренция, 1906). Позднее Крэгдля оформления "Гамлета" в МХТ(1911) применил ширмы. Швейцарский художник А. Аппиа монтировал сукна в сочетании с колоннами, площадками и лестницами (опера "Парсифаль" Вагнера, 1910). В спектакле МХАТ "Анна Каренина" (1937) использован условный прием соединения на вращающейся сцене синих ширм и сукон с вмонтированными в них фраг-метнами архитектуры. Пространственная Д. строится на принципе окружения сцены зрителями со всех сторон. Встречалась еще в средневековом театре. В начале 20 века использовалась при постановках трагедий на арене цирка ("Царь Эдип" Софокла, реж. М. Рейн-хардт, 1910; "Макбет", реж. Ю. М. Юрьев, Петроград, 1918). В совр. зарубежном театре пространственные Д. разрабатываются в т. н. театрах с ареной. В сов. театре над проблемой переноса сценического действия в зрительный зал работает Н. П. Охлопков ("Аристократы", 1935, "Садовник и тень", 1957, и др.). В Д. совр. т-ра синтезируются элементы всех перечисленных выше систем Д. и приемов оформления. Лит.: Петров А. А., Устройство театральной сцены, СПБ, 1911; его же, Театральная техника, СПБ, 1910; Извеков Н. П., Техника сцены, Л.-М., 1940; Мюллер В. Н., Декорационное оформление спектакля, М., 1Р56; БассехесА., Художники на сцене МХАТ, М.,1960; F i s с h e 1 O., Das moderne Buhnenbild, В.. 1923. В, Мюл.