О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Да Дб Дв Дг Дд Де Дж Дз Ди Дй Дк Дл Дм Дн До Дп Др Дс Дт Ду Дф Дх Дц Дч Дш Дщ Дъ Ды Дь Дэ Дю Дя
 

ДИРИЖИРОВАНИЕ

ДИРИЖИРОВАНИЕ - вид муз. исполнитель-ства, иск-во управления коллективным исполнением музыки (оркестром, хором, в опере и т. п.). Возникло в 18 в. в связи с появлением оперы и генерал-баса. Чембалист, продолжая выполнять функции аккомпаниатора в речитативе, начал руководить ансамблем исполнителей, давал знак вступления оркестру и солистам, следил за соблюдением правильного темпа, ритма и сохранением ансамблевого строя. Помимо Д. с чембало, к-рое во мн. странах сохранялось в оперной практике до конца 18 в., возникло и Д., при к-ром дирижер, стоя перед ансамблем, управлял им жестами с помощью палочки или свитка. Часто дирижировал сам композитор, автор оперы (Гайдн и Моцарт), а чембалист был его помощником. В 18 в. техника Д. интенсивно развивалась, расширился круг жестов и выразит, возможностей дирижера, он превратился в музыканта-интерпретатора, к-рый стремился не только выдержать правильный ритм и темп, но и донести до слушателей содержание произведения. В симф. оркестре первым помощником Д. становится концертмейстер-скрипач, в оперном оркестре им остается чембалист (до исчезновения генерал-баса). Необходимость особой специализации в Д. была вызвана развитием муз. иск-ва (постепенное усложнение муз. мышления, муз. языка и средств его выражения, оркестровой и хоровой фактуры). Сложность дирижерского иск-ва потребовала участия в исполнении муз. произв., в т. ч. опер, крупнейших музыкантов, б. ч. композиторов, обладавших дирижерскими способностями. Среди выдающихся дирижеров-профессионалов 19 в., заложивших основы совр. дирижерской техники,- Г. Берлиоз, Р. Вагнер, К. М. Ве-бер, Ф. Мендельсон, позднее - Г. Бюлов и Г. Рихтер. Большое значение в развитии оперного иск-ва и профессии дирижера имела дирижерская деятельность Г. Малера. Среди его учеников - дирижеры Б. Вальтер, А. Цемлинский, О. Фрид и др. В 20 в., в связи с тенденцией к созданию синтетич. муз.-драм. оперного спектакля, особенно возрастает роль дирижера и его ответственность. Дирижер зачастую превращается в гл. руководителя спектакля, он вникает в мельчайшие детали постановки, исполняя т. о. функции режиссера. Среди крупнейших мастеров оперного Д. в 20 в. Г. Караян, И. К pune, Б. Па-умгартнер (Австрия), Т. Бичем, А. Коутс (Англия), Я. Ференчик (Венгрия), Б. Вальтер, Ф. В e йнг ар т нер, О. Клемперер, К. К paye (Германия), А. Ралте (Голландия), Д. Митропулос (Греция), В. Г у и, М. Росси, А. Тосканини (Италия), Дж. Джорджеску (Румыния), Л. Стоковский (США), А. Ярнефельт (Финляндия), Р. Дезормъер, Ж. Себастьян (Франция), 3. Ха-лабала (Чехословакия), Л. Матачич (Югославия) и др. В России в 19 - нач. 20 вв. были выдающиеся дирижеры: К. Н. Лядов, пианист В. И. Сафонов, композиторы и пианисты С. В. Рахманинов, А. Г. Рубинштейн и Н. Г. Рубинштейн, композитор П. И. Чайковский и др. Большое влияние на развитие оперного Д. оказали дирижеры Э. Направник (в Петербурге) и В. Сук (в Москве). После Октябрьской революции Сов. правительство организовало систематич. подготовку дирижеров в лучших консерваториях страны, в средних и высших муз. уч. заведениях. Сов. дириж. иск-во определяется творчеством А. М. П азовского, Н. С. Голованова, С. А. Самосуда, Э. И. Грикурова, К. П. Кондрашина, А. Ш. Мелик-Пашаева, Б. Э. Хайкина, В. В. Небольсина и др. Развивается Д. ив союзных республиках - К. Симеонов на Украине, О. Димитриади в Грузии, Н. Ниязи в Азербайджане, Л. Вигнер в Латвии. Я. АН.