О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Да Дб Дв Дг Дд Де Дж Дз Ди Дй Дк Дл Дм Дн До Дп Др Дс Дт Ду Дф Дх Дц Дч Дш Дщ Дъ Ды Дь Дэ Дю Дя
 

ДОБЕРВАЛЬ

ДОБЕРВАЛЬ (Dauberval), Жан [наст. фам.-Б ерше (Bercher)] (19.VIII.1742, Монпелье,- 14.II.1806, Тур)- французский артист балета и балетмейстер. Ученик Ж. Ж. Новера. В 1761 дебютировал ,в Парижской Опере в дивертисменте в опере Рамо "Заис". В 1762- 1764 выступал в Штутгарте. С 1770 - ведущий танцовщик Парижской Оперы, а с 1781 - балетмейстер этого т-ра. С успехом исполнял полухарактерные и гротесковые партии. В 1783, после конфликта с дирекцией т-ра, переехал в Бордо, где выступал и ставил балеты до 1796 (с небольшими перерывами). В эти годы Д. утвердил себя как балетмейстер-новатор. Он развивал и продолжал учение Новера, применяя на практике принципы выразительного действенного танца, широко используя нар. танцы. В его балетах отсутствовал дивертисментный танец, все танц.средства были подчинены единому замыслу; впервые в балете героями стали люди из народа. В творчестве Д. воплотились демократич. тенденции иск-ва периода франц. бурж. революции кон. 18 в. Д. ставил комич. и трагико-мич. балеты. Его лучшие пост.: "Тщетная предосторожность" (1789), "Ветренный паж" (1786, по мотивам "Женитьбы Фигаро"), "Дезертир" (1784) - трагикомедия по пьесе Мерсье и комич. опере Монсиньи того же названия. Среди др. постановок: "Забавы Терпсихоры" Бартелемона (1783), "Пигмалион" Руссо (1784), "Телемак на острове Калипсо" (1791), "Деревенский праздник" (1791) и др. Постановки Д. пользовались большой популярностью на европ. сцене. Балет "Тщетная предосторожность", созданный Д., сохраняется в репертуаре до наст. времени. Д. воспитал много хороших танцовщиков, его учениками были К. Блазис, С. Вигано, Ш. Дидло, Ж. Омер. Лит.: Слонимский Ю., Комический балет прошлого, в сб.: Светлый ручей, М.-Л., 1938; e г о ж e, "Тщетная предосторожность", М., 1961; Б л о к Л. Д., "Тщетная предосторожность", в кн.: Тщетная предосторожность. Балет в 3 д. Сб. статей к постановке балета в Гос. академич. Малом оперном театре, Л., 1937, с. 7-18; В lasi s C., Manuel complet de la danse..., P., 1830; Campardon E., L'Academie royale de musique au XVIII siecle. P., 1884, с. 171- 182; G u es t 1., The romantic ballet in England, with appen-dix, L., 1954; Famous ballets I. La fille mal gardee. Edited by Ivor Guest, L., 1960, с. 34-39: Ham. P.