О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Да Дб Дв Дг Дд Де Дж Дз Ди Дй Дк Дл Дм Дн До Дп Др Дс Дт Ду Дф Дх Дц Дч Дш Дщ Дъ Ды Дь Дэ Дю Дя
 

ДОБРОНРАВОВ

ДОБРОНРАВОВ, Борис Георгиевич [4(16). IV. 1896, Москва,- 27.Х.1949/ там же] - русский совет. ский актер. Нар. арт. СССР (1937). Род. в семье священника. Учился на математич. ф-те Моск. ун-та. В 1915 держал конкурсный экзамен и был принят в сотрудники М XT. Еще на экзамене Д. обнаружил необычайную сценич. искренность. Однако масштабы его дарования раскрылись не сразу. Первые роли в учебных "отрывках" и в спектаклях МХТ (Аполлон в "Провинциалке" Тургенева, Голубь-сын и Луп-Клешнин в "Царе Федоре Иоанновиче" А. К. Толстого) показывали его лишь как характерного актера. Простоватый "замоскворецкий" говорок, резкие жесты, грубоватый юмор, эмоциональная речь - все как будто вело актера к таким ролям, как Наркис ("Горячее сердце" Островского) и Ноздрев ("Мертвые души" по Гоголю). Он играл пх, доводя порой сатирич. остроту образов до сочного гротеска. Но как бы ярки ни были эти создания актера, не они раскрыли его подлинную художественную индивидуальность. Значение Д. в истории сов. т-ра состоит в том, что ему удалось выразить на сцене новое понимание сов р. героизма. Он показал нового демократич. героя без традиционных героич. красок, раскрыл, как простой человек из народа становится героем. Поэтому так важен был его успех в роли Васьки Пепла ("На дне" Горького, 1924-25), поднимающегося со дна жизни до бунтарства. Черты "характерного" ("социального") героя проступали и в такой работе актера, как роль капитана белой гвардии Мышлаевского ("Дни Турбиных" Булгакова, 1926), открыто принимающего сторону большевиков. Позже героич. начало творчества Д. с особенной силой развернулось в образах современников-Платон Кречет (1935), Листрат ("Земля" Вирты, 1937), Сафонов ("Русские люди", 1943). Здесь, на разном материале, через различные яркие индивидуальности проступила ведущая тема творчества Д. Всех этих людей - и хмурого, безжалостного хирурга Кречета, и лихого крестьянина красногвардейца Листрата, и строгого, смертельно усталого капитана Сафонова - объединяли душевное богатство, непреклонность борьбы за высокие гуманистич. идеалы Родины. Ради них эти люди готовы были на любые жертвы. Образы эти выразили нравств. красоту и силу рус. народа. Целеустремленность этой главной темы творчества привела Д. к страстному внутр. уничтожению людей, враждебных новому обществу: в ролях Ярового ("Любовь Яровая", 1936) и Цехового ("Страх", 1931) актер показывал крушение их реакционных идей. В каждой роли Д. стремился наиболее полно выразить главную гуманистич. тему: его Тихон ("Гроза", 1934) представал не только тупой жертвой, но и горестным обличителем "темного царства", а Лопахин ("Вишневый сад", 1935) мечтал о том, чтобы "как-нибудь изменилась, кончилась эта наша нескладная, несчастливая жизнь". Постепенно ведущая тема творчества Д. усложняется. Ясная, цельная, подчас несколько прямолинейная, она обогащается в 40-е гг. новыми мотивами. Трагич. сложность входит в мужественное иск-во Д. Проблема добра определяет исполнение роли царя Федора ("Царь Федор Иоаннович" А. К. Толстого, 1944), но трагич. беспомощность царя, попытки "всех согласить, все сгладить" отступают перед силой отрицания им распрей, человеческой вражды. По-новому, с небывалой страстностью звучит у Д. роль Войницкого ("Дядя Ваня", 1947): светлый, благородный Войндцкий потрясен открывшейся перед ним истиной, что его жизнь бессмысленно принесена в жертву, прожита зря. В этом образе актер выразил трагедию рус. интеллигенции, талантливых людей, задыхавшихся в атмосфере лживой, пошлой жизни. Д. умер на сцене, во время исполнения любимой роли царя Федора. Осталась незавершенной роль Бориса Годунова (в радиопостановке), неосуществленным - замысел образа Отелло. Глубоко реали-стич. творчество Д.- представителя "второго" ("октябрьского") поколения M ХАТа было проникнуто ро-мантич. вдохновением. My жеств. простота его иск-ва сочеталась с поэтич. пафосом, глубоким трагизмом. Д. снимался в кино ("Петербургская ночь", "Аэроград" и др.). Лит.: Строева М., Б. Г. Добронравов. 1896-1949, M., 1950; Ежегодник Московского Художественного театра. 1949. М., 1952, гл. 5, с. 595-768. М. Стр.